Двумя агентами ГРУ, которые были задержаны этой весной на территории Нидерландов, а затем депортированы в Россию, оказались те самые Александр Петров и Руслан Боширов, которых подозревают в причастности к отравлению Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Как сообщают Международная группа расследователей Bellingcat и издание The Insider со ссылкой на источники в правоохранительных органах Нидерландов, речь идет об эпизоде, который имел место весной 2018 года. Тогда прокуратура Нидерландов задержала двух россиян на пути в лабораторию в швейцарском городе Шпиц, которая известна тем, что помогает расследовать химатаки в Сирии, а также отравления Скрипалей.
При себе у задержанных были технические средства для взлома компьютерной сети. Причем, по данным следствия, эти же люди участвовали во взломе сетей антидопингового агентства WADA. Посольства России в Гааге и Берне не комментируют информацию СМИ.
Также в расследовании рассказывается о поездке Петрова в июле 2016 года на автобусе в Казахстан, при этом направление своей поездки тот указал Пекин, а через две недели вернулся в Москву из Тель-Авива. «Судя по всему, целью Петрова была какая-то из стран Средней Азии или Ближнего Востока, и попасть туда он хотел не самым приметным способом», - делают вывод расследователи.
Помимо этого, Bellingcat и The Insider публикуют новые данные, которые, по их утверждению, свидетельствуют о том, что Петров и Боширов являются сотрудниками ГРУ.
Так, номера загранпаспортов Петрова и Боширова близки не только между собой, но и с номерами других сотрудников ГРУ. В качестве примера они приводят копию загранпаспорта Эдуарда Широкова (Шишмакова), которого Черногория обвиняет в попытке организации переворота (The Insider называет его сотрудником ГРУ). «Если у них номера заканчиваются на 294 и 297, то у Широкова (Шишмакова) тот же номер паспорта, но с окончанием 323, то есть с разницей в 25 и 27 выданных паспортов соответственно», - сказано в расследовании.
В паспортных данных Боширова из единой информационной системы «Российский паспорт», обнаружилась та же отметка «с.с.» («совершенно секретно»), что и у Петрова. Также на бланке имеется печать с пометкой «Сведений не давать» и тот же телефонный номер - «195-79-66». В расследовании со ссылкой на выписку из Единого государственного телефонного справочника, утверждается, что это номер Министерства обороны.
Петрова и Боширова обвиняют в химическом теракте против экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. По данным британской полиции, Петров и Боширов являются агентами российских спецслужб.
Москва свою причастность отрицает. Сами Петров и Боширов в интервью своему ведомственному телеканалу «Раша тудей» заявили о непричастности к химическому теракту, назвали себя «предпринимателями средней руки» и объяснили, что ездили в Солсбери как туристы «нетрадиционной сексуальной ориентации», «посмотреть на солсберецкий шпиль».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр