В США опубликованы новые материалы по делу фигурантов так называемого «Рашагейта». Речь идет о Поле Манафорте, возглавлявшем избирательный штаб Дональда Трампа, и Майкле Коэне, который до недавнего времени работал личным адвокатом президента. Обоим грозят тюремные сроки, сообщает Би-би-си.
Офис спецпрокурора Роберта Мюллера, который расследует предполагаемое вмешательство России в президентские выборы 2016 года и возможный сговор Трампа с Кремлем, опубликовал документы, раскрывающие, в чем конкретно спецпрокурор обвиняет Манафорта.
Экс-главе штаба Трампа грозит до 10 лет тюрьмы по делу о российском вмешательстве. При этом по другому делу - о банковском мошенничестве и уклонении от налогов - он может получить семь лет лишения свободы. В свою очередь в суд южного округа Нью-Йорка Мюллер направил меморандум, подготовленный к оглашению приговора Майклу Коэну. Оно назначено на 12 декабря.
Одновременно прокуратура Нью-Йорка опубликовала собственный меморандум к приговору Коэну, запросив для него реальный тюремный срок. Экс-юристу президента грозит от четырех до пяти лет тюрьмы несмотря на то, что свою вину он признал и сотрудничал со следствием.
Манафорт - участник самого известного случая контактов окружения Трампа с людьми, которые могли представлять интересы России.
В июне 2016 года, в разгар предвыборной кампании, он ходил на встречу с российскими лоббистами и с юристом Натальей Весельницкой. На встрече также присутствовали сын будущего президента Дональд Трамп-младший и зять Трампа Джаред Кушнер.
Посредник, организовавший встречу, писал Трампу-младшему, что на эту встречу Весельницкая собиралась привезти «грязь на Хиллари» [Клинтон - кандидата в президенты от конкурирующей Демократической партии США].
Манафорт осенью заключил сделку со спецпрокурором Мюллером. Он признал себя виновным в преступном сговоре против США по отмыванию денег, налоговому мошенничеству, сокрытию зарубежных банковских счетов, нарушении правил регистрации в качестве иностранного агента (речь о его работе на экс-президента Украины Виктора Януковича), а также в лжесвидетельстве и давлении на свидетелей.
В обмен на смягчение приговора Манафорт должен был рассказать команде следователей во главе с Мюллером информацию о возможном сговоре команды Трампа с Кремлем.
В конце ноября Мюллер объявил, что бывший политтехнолог нарушил сделку, солгав следствию. Теперь же выяснилось, что именно, по мнению спецпрокурора, он скрыл: хотя некоторые фрагменты документов Мюллера засекречены, даже из открытой части ясно, в чем обвиняют Манафорта.
Как следует из документов, Манафорт скрыл информацию встрече со своим деловым партнером Константином Килимником. Последнего Мюллер подозревает в связях с российской разведкой.
Килимника в СМИ называли «правой рукой Манафорта» и «собственным Манафортом Манафорта». Сам политтехнолог называл Килимника своим «русским мозгом» - он был контактным лицом на переговорах Манафорта с российским бизнесменом Олегом Дерипаской во время президентской кампании 2016 года.
По данным Мюллера, Манафорт сначала отрицал, что общался с Килимником, а затем пытался скрыть частоту этих контактов. В документах говорится, что факты встреч и общения Манафорта с Килимником удалось подтвердить с помощью показаний свидетелей и электронной переписки.
Кроме того, Манафорт уже будучи фигурантом расследования Мюллера предположительно попытался с помощью Килимника добиться, чтобы два свидетеля по делу о вмешательстве России в выборы дали ложные показания следствию.
Подписав соглашение о сотрудничестве со следствием, Манафорт заявил, что ни прямых, ни опосредованных связей с администрацией Трампа у него нет. Он также утверждал, что не пытался передать какие-то сообщения чиновникам в Белом доме. Это оказалось ложью, считает Мюллер.
По данным спецпрокурора, Манафорт все же контактировал с Белым домом - в том числе с высокопоставленным чиновником в администрации Трампа в феврале-мае 2018 года. На тот момент политтехнолог уже находился под следствием. Манафорт солгал по делу о российском вмешательстве. Теперь он может сесть надолго
В опубликованных документах говорится, что ложь Манафорта вскрылась в ходе изучения документов с электронных устройств Манафорта и показаний других свидетелей.
О чем бывший глава штаба Трампа говорил с администрацией президента - неизвестно. С учетом того, что юристы Трампа признавали, что общаются с адвокатами Манафорта, нельзя исключать, что и контакты с Белым домом также касались «российского расследования» Мюллера и попыток защитить Трампа от него.
Помимо всего вышеперечисленного, утверждает Мюллер, Манафорт солгал об обстоятельствах перевода 125 тысяч долларов из одной связанной с ним фирмы в другую, а также дал ложные показания в рамках другого расследования минюста. «Манафорт множество раз существенно солгал - это не была случайность и это не были провалы в памяти», - пишет команда Мюллера.
Адвокаты политтехнолога утверждали, что Манафорт дает правдивые показания. Сам он также настаивает, что не лгал следствию.
Белый дом в минувшую пятницу вечером заявил, что не увидел в документах Мюллера ничего нового и ничего, что могло бы повредить Трампу. «Они посвящены почти целиком вопросам, связанным с лоббистской деятельностью. СМИ пытаются создать историю там, где ее нет», - сказала пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс.
Трамп ранее несколько раз говорил в СМИ, что может помиловать Манафорта. Само российское расследование он постоянно называет «охотой на ведьм». Президент заявлял, что мог бы вовсе его закрыть.
Бывший юрист Трампа свою вину признал и заключил сделку со следствием. Тем не менее это не поможет ему избежать тюрьмы. Прокуратура южного округа Нью-Йорка, выступающая гособвинителем по делу Коэна, запросила для него «существенный срок лишения свободы».
Адвоката ожидает от четырех до пяти лет тюрьмы. В меморандуме, направленном прокуратурой в суд, говорится, что обвинение также попросило суд конфисковать у Коэна 500 тысяч долларов США и назначить ему штраф. В документе также подробно перечислены предполагаемые преступления Коэна.
Коэн ранее признался, что в 2017 году солгал сенатскому комитету по вопросам разведки об отсутствии у Трампа планов построить небоскреб «Трамп-тауэр» в Москве. Выяснилось, что юрист во время президентской кампании в США в 2016 году пытался предложить этот проект Кремлю через пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. С Песковым ему поговорить так и не удалось, но он общался с его помощниками.
«Трамп-тауэр», впрочем, в Москве так и не построили. Кроме того, выяснилось, что Коэн обсуждал с Трампом и возможную поездку последнего в Россию на встречу с Владимиром Путиным. Этой поездки тоже так и не случилось. Проблема Коэна заключается в том, что от сенаторов он всю эту информацию скрыл.
В свою очередь спецпрокурор Мюллер в собственном меморандуме к приговору
Коэну отметил, что тот приложил «существенные усилия, чтобы исправить свой проступок, взять на себя ответственность за свои действия» и помочь расследованию вмешательства России в выборы.
Коэн, следует из документа, предоставил «актуальную и правдивую» информацию, которая должна помочь следствию. Помимо того, что он рассказал о контактах с людьми из России во время кампании 2016 года и попытках россиян выйти на штаб Трампа, Коэн еще и признался в том, что контактировал с людьми, связанными с Белым домом в 2017-2018 годах. На тот момент он уже находился под следствием.
В августе 2018 года 52-летний Коэн также признал себя виновным в финансовых махинациях и банковских аферах, а также в нарушении избирательного законодательства. Все деяния, вину в которых он признал, подробно описываются в меморандуме прокуратуры южного округа Нью-Йорка.
Так, юрист расплатился деньгами, предназначенными для кампании, за молчание двоих женщин, которые заявляли о своих близких отношениях с Трампом. Одна из них - порноактриса Сторми Дэниелс - получила в 2016 году от Коэна 130 тысяч долларов за молчание о связи с Трампом, которая была у них десятью годами ранее. А Коэн затем получил от компании Трампа, в которой работал юристом, 420 тысяч долларов компенсации.
Второй женщине - бывшей модели журнала Playboy Карен Магдугал - юрист, по его собственному признанию, в 2016 году собирался заплатить за молчание о связи с Трампом 120 тысяч долларов через собственную компанию. Эта сделка, впрочем, не так и не состоялась.
«Решение Коэна признать себя виновным - а не искать прощения за его многочисленные преступления - не делает его героем», - говорится в меморандуме прокурора южного округа Нью-Йорка.
Трамп ранее, комментируя признание Коэна журналистам, назвал того «слабым человеком» и сказал, что его бывший юрист лжёт, надеясь получить более мягкий приговор.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр