Спецпрокурор Роберт Мюллер в первом публичном выступлении после обнародования доклада о вмешательстве России в американские выборы сказал, что в его полномочия не входило предъявление обвинений президенту Дональду Трампу.
«Мы исходили из многолетней политики минюста, согласно которой президента не могут обвинить в преступлении, пока он занимает пост - это неконституционно. Даже если скрыть это обвинение от публики», - указал спецпрокурор.
Напомним, что после окончания расследования Трамп поспешил объявить, что «сговора не было, злоупотреблений не было…, доказательств недостаточно, а значит, по законам нашей страны человек невиновен. Дело закрыто! Спасибо».
Однако Мюллер не согласился с такой оценкой Трампа: «Если бы мы были уверены в том, что президент не совершал преступление, мы бы так и сказали», подчеркнул он.
Иными словами, прокурор не может обвинить действующего президента США, это прерогатива конгресса.
В ходе своего выступления Мюллер еще раз коротко описал суть доклада: «Россия вмешалась в выборы и предприняла попытку поддержать определенного кандидата», - сказал Мюллер.
«В наши выборы было множество систематических попыток вмешаться. Эти обвинения заслуживают внимания каждого американца».
«Написанный доклад говорит сам за себя», - добавил он и объявил об уходе. Теперь дело за конгрессом, куда Мюллер передал доклад в конце апреля. Сам же Мюллер больше комментировать доклад не будет.
«Мы формально закрываем офис спецпрокурора, и я увольняюсь с должности спецпрокурора», - заявил он.
Расследование Мюллера продолжалось два года. Его целью было установить, договаривался ли президент США Дональд Трамп или члены его команды с Россией о поддержке его кандидатуры на президентских выборах в США 2016 года.
В конце марта Мюллер передал свои выводы главе американского минюста, генпрокурору Уильяму Барру, а в следующем месяце документ в сильно урезанном виде был опубликован на официальном сайте спецпрокурора.
Председатель юридического комитета Палаты представителей конгресса США Джерри Нэдлер поблагодарил Мюллера за его расследование: «Мюллер подтвердил три основных момента: он не исключал вину президента США в препятствии правосудию, препятствие правосудию - серьезное преступление, которое наносит удар по нашей системе правосудия, и что конституция указывает, что конгресс должен принять меры, чтобы привлечь президента к ответственности. Дело за конгрессом. Никто не стоит выше закона, даже президент США», - сказал Нэдлер.
Суть доклада:
В докладе больше 400 страниц. Часть, посвященная расследованию связей с Россией, занимает 199 страниц. Часть о том, препятствовал ли Трамп правосудию - 182 страницы. Еще 30-40 страниц - приложение.
Из доклада следует, что в мае 2017 года, узнав от замглавы минюста Джеффа Сешнса о том, что глава министерства назначил Роберта Мюллера спецпрокурором, Трамп сказал: «О Боже. Это ужасно. Это конец моего президентства. Мне конец».
Улики, обнаруженные Мюллером, доказывают, что президент пытался свернуть расследование спецпрокурора, чтобы защитить себя, а также что он хотел уволить самого спецпрокурора. В то же время Мюллер не нашел доказательств того, что Трамп уволил директора ФБР Джеймса Коми (именно он начинал «русское расследование») для того, чтобы скрыть собственный сговор с Москвой.
При этом Мюллер отметил, что попытки помешать расследованию не увенчались успехом, поскольку подчиненные Трампа не выполняли его приказы.
Трамп знал, что его юрист Майкл Коэн дает конгрессу ложные показания о том, что у президента якобы никогда не было бизнес-интересов в России. На самом деле они были - выяснилось, что Трамп через Коэна пытался договориться о строительстве небоскреба «Трамп-Тауэр» в районе «Москва-сити», более того, делал это, уже будучи кандидатом в президенты. Однако спецпрокурор не получил доказательств того, что это Трамп заставил Коэна лгать конгрессу. Коэн в итоге получил три года тюрьмы - в том числе и за ложь законодателям.
Российское правительство широко и систематически вмешивалось в президентские выборы 2016 года, говорится в докладе. Расследование выявило «многочисленные связи между правительством России и кампанией Трампа».
Расследование установило, что правительство России верило, что получит выгоду от президентства Трампа, и работало над тем, чтобы добиться такого результата, а представители штаба Трампа ожидали, что выиграют электорально благодаря информации, украденной и раскрытой усилиями российских властей. Тем не менее расследование не подтвердило, что штаб Трампа сговорился с российскими властями или координировал с ними их деятельность по вмешательству в выборы.
Сразу после выборов люди, связанные с властями России, начали выходить на связь с представителями штаба Трампа по разным каналам. Одним из них в докладе называют Сергея Кисляка, который тогда был послом России в США. Команда Мюллера считает, что эти контакты были одобрены российской стороной на высшем уровне. Однако нет прямых доказательств, что в результате Трамп как-то координировал свои действия с Россией.
Трамп отвечал на вопросы спецпрокурора письменно вместо того, чтобы прийти на устный допрос. Письменные ответы команда Мюллера оценила как по большей части «неадекватные» - на большинство вопросов Трамп ответил, что «не помнит». Команда спецпрокурора могла бы добиться его вызова на очный допрос, но решила этого не делать, чтобы не затягивать расследование.
После выступления Мюллера представители демократической партии США в конгрессе выступили с инициативой немедленного начала процедуры импичмента Трампа.
«Заявление Роберта Мюллера ясно подчеркивает: Конгресс юридически и морально обязан начать процедуру импичмента немедленно» - написал сенатор Кори Букер, уже вступивший в президентскую гонку.
Одна из видных демократов, тоже заявившая о желании бросить вызов Трампу на ближайших выборах, - сенатор Элизабет Уоррен - считает, что Мюллер прямо намекал на импичмент:
«Заявление Мюллера расставляет по местам то, что уже понятно всем, кто читал его доклад: это отсылка к импичменту и к тому, что ход за конгрессом. Они должны действовать».
В свою очередь Нэнси Пелоси, лидер демократического большинства в палате представителей (только там можно инициировать процедуру отстранения президента), не стала прямо призывать к импичменту прямо, а поблагодарила Мюллера за его службу:
«Он объяснил, что решение не выдвигать прямых обвинений против президента было продиктовано политикой минюста, который постановил, что действующий президент не подлежит юридическому преследованию. Но хотя в минюсте считают иначе, никто не может быть выше закона - даже президент».
После выступления Мюллера Пелоси сконцентрировала внимание на вмешательстве России: «Доклад специальной комиссии вскрыл то обстоятельство, что штаб президента приветствовал российское вмешательство в выборы. Подробно изложены 11 случаев, когда президент препятствовал правосудию».
И хотя Мюллер уходит в отставку, и специальная комиссия распускается, лидер демократического большинства пообещала Трампу продолжение неприятных разбирательств: «Конгресс считает своей священной обязанностью по конституции расследовать произошедшее и призвать президента к ответственности за злоупотребление властью».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр