Кремль запустил компанию в СМИ, утверждая, что крупнейшие за последние четверть века маневры НАТО якобы представляют угрозу национальной безопасности России.
Между тем военные стран-участниц НАТО завершают подготовку к активной фазе учений Defender Europe 2020 – крупнейших учений Альянса за 25 лет.
В настоящее время в Германию и Бельгию прибывает военная техника из США, из Бремерхафена, Аахена, Мангейма и Антверпена в Польшу проследовали десятки колонн военных грузовиков и тягачей. Личный состав перебрасывается самолетами из США в европейские аэропорты, после чего солдаты и офицеры Альянса в короткое время поставят в строй 2 тысячи автомобильной техники и около 500 танков и боевых машин.
До начала апреля в районе Сувалкского коридора, соединяющего Польшу и Литву, будут развернуты 5 дивизий и 3 корпуса регулярных и резервных сил армии США.
Всего же в учениях Defender Europe 2020 примут участие более 37 тысяч военнослужащих из 18 стран – как входящих в Североатлантический Альянс, так и из числа союзников НАТО.
Худший вариант сценария продиктован действиями России в Украине, комментируют ситуацию военные аналитики. Эксперты считают, что причина таких масштабных и продолжительных учений в балтийском регионе в том, что «Россия и Запад вступили в новую холодную войну» из-за реваншистской угрозы со стороны Москвы.
Прошедшие в 2018 году учения Trident Juncture также были связаны с опасением стран Запада относительно намерений России.
Военный аналитик Александр Гольц напоминает в этой связи, что все крупные маневры НАТО семидесятых – восьмидесятых годов проходили по следующей схеме: внезапное нападение со стороны Западной группы войск Советской армии, расквартированной в ГДР, попытка остановить вторжение имеющимися средствами, одновременно проводя массированную переброску войск с североамериканского континента. «И учения Defender Europe 2020 проходят по такому же сценарию», –отмечает эксперт.
На вопрос, насколько обоснованы опасения натовских военных по поводу возможной военной угрозы с востока, аналитик отвечает: «Генералы всегда исходят из худшего варианта развития событий. И этот худший вариант продиктован действиями России в Украине. И не секрет, что эта машина завертелась как раз после событий 2014 года».
Военный обозреватель портала Delfi.lt Вайдас Сальджюнас отметил, что Литва во время учений Defender Europe 2020 является принимающей стороной. «Это означает, что мы предоставляем для союзников всю инфраструктуру, а для самих нас это прекрасная возможность тренировки. В прошлом в таких тренировках были задействованы наши батальоны или бригады. А сейчас мы будем изучать, как действует дивизия.
А такого в нашей стране не было с 30-х годов ХХ века, когда в Литве была большая армия. Так что для нас это первые военные учения такого масштаба».
Вайдас Сальджюнас уточняет, что в современных условиях дивизии редко принимают участие в боевых операциях, поскольку, как правило, армии действуют силами меньших соединений. Но взаимодействие с союзниками по НАТО, и в первую очередь – с американскими военнослужащими, представляется очень полезным. Тем более что в этих учениях будет задействован и интернациональный батальон, находящийся в Литве с лета 2017 года.
Аналитик Польского института международных дел Анна Мария Дынер указывает, что один из самых крупных национальных контингентов, участвующих в учениях Defender Europe 2020, составляют военнослужащие ее страны.
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» она сказала, что непосредственно в маневрах задействованы три тысячи польских солдат, и еще порядка десяти тысяч человек привлечены к вспомогательным работам.
«Необходимо добавить, что помимо “Defender Europe 2020” в Польше будут проходить наши национальные учения “Анаконда”, которые в этом году связаны с учениями Североатлантического альянса. И для нас такое совмещение является и вызовом и возможностью проявить себя, поскольку мы впервые принимаем участие в таких масштабных учениях НАТО», – отметила Анна Мария Дынер.
Учения “Defender Europe 2020” вызвали повышенное внимание русской пропаганды. К примеру, на сайте интернет-издания «Взгляд» утверждается, что с целью нападения на Россию Соединенные Штаты готовят страну-смертника, которая, обстреляв российскую сторону, примет на себя ответный удар, а западные СМИ представят это как «неспровоцированное начало военных действий».
В качестве такой страны-смертника русская пропаганда называет Украину и Польшу.
Эксперт Анна Мария Дынер не удивлена тем, что оборонительные учения выдаются российской пропагандой, как подготовка к агрессии:
«Нередко противоположной стороне приписывают свои собственные намерения», – отмечает она. И продолжает, что масштабные российско-белорусские учения «Запад 2017» представлялись Москвой как исключительно оборонительные. «Но если мы посмотрим на их сценарий, то увидим, что там также было предусмотрено очень сильное контрнаступление», - напоминает польский эксперт.
«И, несмотря на то, что в сценарии “Defender Europe 2020” наступательных операций нет, российской стороне представляется удивительным, что такие учения проходят без такого эффектного элемента. Хотя с другой стороны, это показывает, что ничего нового в российской пропаганде нет, и для нее НАТО всегда является агрессором, который только и смотрит, как бы захватить страны постсоветского пространства, откуда будут исходит новые угрозы России. Но на самом деле, в НАТО никто не думает о нападении на другие страны», – подчеркивает Анна Мария Дынер.
Вайдас Сальджюнас в свою очередь обратил внимание на то, что о характере маневров говорит их название: «Мы будем учиться обороняться, и в первую очередь – страны Балтии и Польша. Об этих учениях было известно давно, в том числе – и российской стороне.
Все сосредоточения воинских контингентов в Европе происходят максимально публично, и если это рассматривать это как своего рода сигнал, то он, действительно адресован России: у нас есть сила, мы можем перебрасывать ее с территории Америки в Европу, мы можем координировать наши действия не только на бумаге, но и в реальности.
Причем, в отличие от России, мы не проводим такие учения внезапно, когда в определенной географической точке вдруг скапливается большое количество военной техники и живой силы. Впрочем, для России такое поведение и такие высказывания – традиционное дело, и ничего нового здесь нет», – констатирует военный обозреватель.
«Танки и русская неразбериха несут большую угрозу, чем путинские мультфильмы»
В интервью агентству ТАСС Путин объявил, что Россия наконец-то перешла из стадии «догоняющей» в области передовых военных технологий в лидеры, и обладает таким классом вооружения, которого нет ни в одной другой армии мира.
«Я внимательно слежу за подобными заявлениями, и должен сказать, что Путин регулярно повторяет этот пассаж уже в течение года», – отмечает Александр Гольц. И добавляет, что ему это представляется довольно смешным:
«Путин также постоянно говорит о том, что Москва не собирается участвовать в гонке вооружений, при этом повторяя, что мы в этой гонке опережает другие страны».
При этом военный аналитик полагает, что Россия, действительно обладает неким гиперзвуковым оружием, какого нет на вооружении других стран мира. «Другое вопрос, что планирующие боевые блоки “Авангард” не дают России никакого преимущества. Эта технология разрабатывалась еще Советским Союзом и была предназначена для преодоления той противоракетной обороны, которую собирался создать Рональд Рейган.
Особенность этих планирующих боевых блоков в том, что на заключительном этапе траектории, или находясь в безвоздушном пространстве, они начинают маневрировать. Но дело в том, ныне существующая американская система ПРО не предполагает перехвата на заключительном этапе траектории. То есть, эта замечательная система предназначена для преодоления той ПРО, которой не существует», – указал Александр Гольц.
Анна Мария Дынер засвидетельствовала, что в Польше очень внимательно следят за тем, что происходит в российской армии. «И это касается не только тех гиперзвуковых ракет, которые, как сказал Путин, дают России преимущество по сравнению с вооруженными силами США и других стран НАТО.
Но мы принимаем во внимание и ту реформу российской армии, которая началась еще во времена Анатолия Сердюкова, и мы видим, что помимо перевооружения эта реформа демонстрирует изменения во всей внешней политике России.
И если рассмотреть сценарии учений “Запад”, то мы увидим, что в них Польша рассматривается как цель нападения со стороны России. И в рамках всего НАТО постоянно проходят дискуссии о том, какие отношения с Россией нам нужно поддерживать.
Тем более, что мы видим происходящее в Сирии и на Донбассе, мы помним аннексию Крыма, и учитываем участие российских военнослужащих в событиях в Ливии. И вся эта политика России является вызовом для стран НАТО», – подытоживает Анна Мария Дынер.
Вайдас Сальджюнас, в свою очередь, отмечает, что о новых суперсовременных системах вооружения российской армии жители стран Балтии слышат не впервые.
«Наверно, с одной стороны – большое количество танков, а с другой – русская неразбериха до сих пор угрожают больше, чем все эти мультфильмы Путина. Но мы также видим, что Сирия стала большим полигоном для старой и новой российской техники. Это нужно учитывать и знать своего потенциального соперника», – завершает комментарий литовский эксперт.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр