Агентство Bloomberg сообщило неожиданную новость. На американском рынке нефть перестала иметь цену - спрос на нее опустился до такого уровня, что некоторые производители готовы платить за то, чтобы нефть вывезли из их хранилищ.
Компания Wyoming Asphalt Sour первой поставила отрицательную цену на нефть. Ее сырье в основном используется для производства битума.
Mercuria Energy Group Ltd в середине марта объявила, что будет сама платить по 19 центов за каждый баррель сырой нефти, который вывезут из ее хранилища.
По словам аналитика компании ESAI Energy, места добычи этой нефти удалены от морских портов, ее сложно транспортировать потребителям. Она также пояснила, что там, где хранилища заполняются быстро, цены могут уйти в минус.
И хотя на биржах нефть марок Brent и WTI все еще держится выше 20 долларов за баррель (майские фьючерсы Brent - около $24, WTI - около $21), в мире «физической нефти» производители готовы сильно снижать цены, не дожидаясь, когда спрос упадет совсем из-за распространения коронавируса.
Нефтетрейдеры полагают, что отрицательная стоимость нефти скоро станет повседневным событием, так как нефтеперерабатывающие заводы снижают количество перерабатываемой нефти.
Среди североамериканских нефтяных брендов, цены которых уже близки к нулю - канадская Western Select. В пятницу ее цена упала до $5 за баррель. Нефть марки Southern Green Canyon торгуется на уровне $11 за баррель, Oklahoma Sour - $ 5,7, Wyoming Sweet - $ 3 за баррель.
Некоторые страны уже ввели мораторий на импорт нефти, чтобы использовать лишь то сырье, что добыто на территории государства. Так поступил, к примеру, Пакистан, запретивший 26 марта импорт нефти и топлива, потому что его хранилища заполнены.
Мир уже находится на грани исчерпания свободного места для хранения невостребованной нефти. Где-то это уже происходит, а всех это коснется уже в ближайшую пару месяцев.
Текущий падающий спрос и избыток предложений означают, что запасы нефти увеличатся на 1,8 млрд баррелей после первой половины 2020 года. А доступно по-прежнему только около 1,6 млрд баррелей мощностей для хранения. Сырую нефть просто некуда будет девать.
В итоге добычу придется не просто сокращать, а прекращать. Вопрос только - когда и на сколько.
Согласно анализу консалтинговой компании IHS Markit, Россия как одна из трех крупнейших мировых производителей нефти имеет наименьшее количество доступных хранилищ - примерно на восемь дней. Эти цифры основаны на объеме производства, который может быть сохранен, если экспорт иссякнет. У Саудовской Аравии есть в запасе 18 дней, а у США - 30 дней.
Затоваривание рынка нефтью связано не только с пандемией коронавируса, из-за борьбы с которой останавливается производство и падает потребление, но и с началом экономической «войны на истощение» между Саудовской Аравией и Россией. Ее спровоцировал демонстративный выход России из сделки ОПЕК+, означавший желание Москвы наращивать добычу нефти. В итоге аналогичные решения стали принимать и другие экспортеры.
Это уже привело к значительному падению цен на нефть, которую Москве все сложнее продавать и по другим причинам. Так, Китай начал отказываться от углеводородов «Роснефти» из-за санкций США, направленных против России.
Эксперты указывают, что даже первые последствия «нефтяной войны» для России являются катастрофичными. А в Кремле все продолжают это отрицать.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр