Россия на пороге бунтов, нестабильности и кровопролития

Россия на пороге бунтов, нестабильности и кровопролития

В последнее время практически все сколь-нибудь заметные российские политики, журналисты и эксперты с уверенностью констатируют рост массового недовольства жителей России путинским режимом и лично Путиным.

Так проявляющий необычно высокую активность в информационном пространстве политолог Валерий Соловей утверждает, что кризис путинской власти неизбежно выльется в кровопролитное насилие, т.к. воровской чекистско-криминальный режим априори уже не способен предложить обществу мало-мальски приемлемый проект выхода из кризиса ВИДЕО.

В период пандемии, спрятавшийся в бункере Путин показал свою полную несостоятельность. Т.н. вертикаль власти исчезла, Путин сбросил с себя всякую ответственность и переложил ее на региональные власти. Сегодня реальный рейтинг Путина от 15 до 25% ВИДЕО.

О том, что в России уже созрели все условия для массовый протестов и что даже среди преданного электората Путина стремительно зреет ненависть к кремлевскому пахану говорят социологические исследования.

«В российском обществе происходят серьезные идеологические изменения. Тренд негативного отношения к федеральной власти, начавший формироваться еще в 2011 году и вновь возникший после «крымского перерыва» в 2018 году, в 2020-м был резко усилен пандемией коронавируса».

К таким выводам, в частности, пришла независимая исследовательская Группа Белановского, которая в мае провела социологический опрос, посвященный изучению спектра политических настроений в российском обществе и трендов его изменения.

Согласно выводам социологов, государственная пропаганда перестала действовать. Во всех сегментах общества она вызывает все большее неприятие. Основным объектом негативных высказываний стал лично президент Путин.

Сегмент сторонников Путина теперь состоит из нескольких практически не связанных друг с другом субсегментов, лишенных общей идеологии. В случае возникновения массовых протестов эти люди не встанут на поддержку Путина.  

Исследования показывают, что сложившаяся в России ситуация может привести к серьёзным социально-политическим потрясениям в стране. Под этим люди понимают массовые протесты, которые могут сопровождаться жертвами как со стороны протестующих, так и со стороны сотрудников силовых структур.

Сергей Белановский был одним из тех, кто спрогнозировал массовые протесты 2011–2012 годов. В интервью радио Свобода социолог прокомментировал результаты нового исследования.

– Путин выстроил неработающую систему, не выполнил своих обещаний, не оправдал ожиданий, которые на него возлагались. Причин, подтверждающих этот обобщенный вывод, довольно много. Это пенсионная реформа, это повышение налогов, население ощущает нарастающий финансовый прессинг.

Растут штрафы, ужесточаются правила, по которым взимаются эти штрафы, ползут цены. Эпидемия коронавируса послужила катализатором этих настроений. Возросла безработица, как зарегистрированная, так и скрытая.

Многие так называемые самозанятые – это те же безработные. Они перебивались случайными заработками, но эти заработки резко сократились во время пандемии. Другие страны тоже столкнулись с этой проблемой, но наше население очень недовольно малыми размерами помощи, которую оказывает им государство. Я не обсуждаю вопрос, насколько эти упреки справедливы, но эта претензия, безусловно, массовая.

Очень многие виды помощи оговорены условиями, которые трудно выполнить в теории и еще труднее на практике. Бюджеты всех уровней ограничены, и чиновники зачастую тормозят помощь, делают всё, чтобы ее труднее было получить. Условной матери-одиночке с детьми физически трудно куда-то выйти и бодаться с чиновниками.

Это еще один фактор недовольства. Буквально все, особенно бюджетники, в первую очередь в медицине и образовании, жалуются на бюрократизацию, на необходимость оформлять документы, которые люди воспринимают как нелепые.

По моим наблюдениям, в начале эпидемии многие и не верили в эпидемию коронавируса, думали, что это обычный грипп. Кстати, власти сами провоцировали такие настроения. Но где-то в мае население осознало серьезность ситуации, люди надели маски, большинство соблюдает дистанцию.

А вот претензии к медицине действительно очень серьезные. Вызываешь скорую, а она не всегда приезжает, вызываешь врача, он сам без защиты, в одной маске, и ничего, кроме парацетамола, не может предложить. Занижают статистику смертности. Не хватает лекарств.

Более-менее обеспечены лекарствами стационары, но люди, которых оставили на домашнем лечении, лишены доступа к лекарствам. Для простого человека единственный рычаг воздействия на медицину с целью что-то получить – это скандал, истерика. Люди обрывают телефоны горячих линий.

Где-то невозможно дозвониться, где-то хамят, где-то обещают что-то сделать и не делают. Людей трясет от злости, когда им говорят, что ничем, кроме парацетамола, помочь не могут.

– У Путина есть испробованный метод повышения рейтинга – военные действия, патриотический подъем. Крым, Донбасс, потом Сирия. Сможет это сработать еще раз?

– Крым – вещь особая. У многих это ностальгия по молодости, когда люди не имели возможности ездить за границу и отдыхали в Крыму. В 2019 году мы проводили исследование и пришли к выводу, что уже давно, если оставить в стороне Крым, все остальные военные акции воспринимаются негативно.

Поначалу еще Донбасс воспринимался позитивно, с надеждой на присоединение Украины и восстановление империи. Но в отношении Донбасса это уже давно прошло, а теперь народ прямо так и говорит: раньше кормили Кубу и Вьетнам, а теперь будем кормить Сирию, Венесуэлу и Донбасс? Нет, мы категорически не согласны. Обратите внимание, что о Ливии вообще почти ничего не говорят…

Я считаю, что нового патриотического порыва не будет. Не знаю, какие должны быть обстоятельства, чтобы возник подъем таких настроений. Если на нас нападут или власти сделают вид, что кто-то на нас напал, может быть, подъем и будет. Это разные вещи: мы кормим Сирию, и это не наша война, а другое дело, что на нас кто-то напал. Но я не очень представляю, кто может на нас напасть. Это битая карта, она больше не сыграет.

 

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр


© Kavkazcenter.com 2020