Интересные результаты исследования получены Университетом «Сабанджи» - «Восприятие национализма в Турции». Социологи приводят следующие данные:
66% граждан Турции (65,5% среди этнических турок и 66,4% среди этнических курдов) согласны с утверждением «сначала я мусульманин, а затем уже турок». 23% наоборот - не согласны с этим утверждением и считают себя прежде всего турками.
С утверждением что на первом месте стоит ислам, а потом уже национальная принадлежность согласно абсолютное большинство в электоратах правящей партии AKP (88,1%), националистической партии MHP (80,5%) и оппозиционной партии İYİP (59,5%).
Среди женщин доля согласия (71,3%) с приведённым утверждением заметно выше, чем среди мужчин (59,9%).
Молодое поколение от 18 до 34 лет чаще согласно (69,8%) с утверждением что они прежде всего мусульмане, а потом уже турки, чем поколение людей старше 55 лет (57%).
55% граждан Турции (49,7% среди турок и 68,7% среди курдов) ставят религиозную идентичность выше, чем идентичность гражданскую.
28% респондентов считают принадлежность к стране выше религиозной идентичности (31,6% среди турок и 15,4% среди курдов).
Наиболее религиозные электораты в этом плане у правящей партии AK Parti (65,4%), у прокурдской HDP (57%) и у неопределившихся в выборе партии респондентов (62,9%). наименее религиозный электорат у партии кемалистов CHP (29%).
Самое нерелигиозное поколение турок - люди старше 55 лет, среди которых только 41,4% ставят религию выше нации.
Самое религиозное поколение - люди от 35 до 54 лет, среди которых 59,7% считают Ислам важнее нации. 58,7% молодых людей от 18 до 34 лет считают Ислам важнее.
Комментаторы пишут в этой связи что данные результаты показывают, что, несмотря на радикальные реформы, (а если быть точнее государственный террор по вытравливанию Ислама из сознания общества) и антиисламскую политику (до прихода к власти Эрдогана в 2003 году), даже спустя 100 лет после распада Османского Халифата, турецкое общество не поддерживает усилия по замене Ислама на турецкость (тюркизм), и что приоритетом для большинства общества по-прежнему является Ислам.
Турецкое общество, по сути, отвергает идею внедрения тюркизма как альтернативной исламу идентичности. К такому выводу приходят исследователи.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр