Уважаемый Президент Дж. Буш!
Международная лига за права человека и организация "Врачи за права человека" обращаются к Вам на кануне Вашей встречи с Президентом России Владимиром Путиным и призывают Вас потребовать, чтобы Российская Федерация прекратила жестокость в Чечне. Тогда как Вы так красноречиво высказываетесь в поддержку ценностей уважения невинного гражданского населения, Российская Федерация по-прежнему жестоко обращается с невинным мирным населением в Чечне. В недавно опубликованном докладе Норвежского Хельсинского Комитета говорится, что "мишенью военной кампании в Чечне стало само гражданское население, оно не получает даже минимум защиты от тех сил, которые призваны освободить их от "бандитов и террористов".
Международные правозащитники и наблюдатели на местах сообщают, что после ужасных террористических актов 11 сентября в США, сотрудничество между Соединенными Штатами и Российской Федерацией в войне против международного терроризма усилило чувство безнаказанности, с которым российские военные ведут войну в Чечне.
Как сообщают международные и местные наблюдатели правозащитных организаций, после 11 сентября российские военные проводили широкомасштабные операции в чеченских селах, которые якобы укрывали чеченских боевиков (Старые и Новые Атаги, Чири-Юрт, Дуба-Юрт, Сержень-Юрт, Алхазурово и Аргун). Поступают сообщения о спешных казнях после проверок паспортного режима, о продолжающихся поборах и вымогательстве на контрольно-пропускных пунктах, мародерстве в селах во время военных зачисток, обвинения в избиениях и пытках содержащихся под стражей.
В начале октября российскими военными был арестован и отправлен в Чечню руководитель назранского Общества Российско-Чеченской дружбы (неправительственной организации, которая оказывает помощь перемещенным лицам в поиске родственников, а также осуществляет мониторинг за ходом конфликта) Имран Эжиев. До сих пор он находится под стражей без предъявления обвинения. 27 октября мать четверых детей, 24-летняя Залина Межидова, и ее родственник Ахмад Гехаев (15 лет) были убиты пулеметной очередью из российского вертолета на окраине села Комсомольское в Гудермеском районе. Вертолет приземлился, и российские солдаты забрали тела, которые были возвращены только после того, как несколько сот жителей села устроили акцию протеста.
И хотя было арестовано два российских солдата, постоянная неспособность расследовать такие преступления заставляет нас опасаться, что новые преступления так и останутся безнаказанными. В период с 27 сентября по 7 октября наши уважаемые коллеги из Норвежского Хельсинского Комитета посетили Ингушетию, где разговаривали с новыми перемещенными лицами из Чечни. Та информация, которую миссии удалось собрать, а также информация, предоставленная местными правозащитными организациями, такими как "Мемориал", указывает на то, что после 11 сентября ситуация в республике лишь усугубилась, что полностью соответствует выводам, содержащимся в опубликованных ранее докладах наших организаций. Согласно результатам поездки норвежской миссии, "никакого улучшения ситуации не наблюдается, этого и нельзя ожидать, пока российские власти кардинальным образом не изменят свой подход к конфликту в Чечне. Серьезные нарушения гуманитарного права (включая убийства, исчезновения и пытки) и нарушения прав человека происходят в Чечне ежедневно и повсеместно".
Кроме того, Норвежский Хельсинский Комитет сообщает, что "нет никаких признаков сокращения числа подобных нарушений; наоборот, усиление военной активности во второй половине сентября и в начале октября 2001 года, кажется, привело к новой волне преступлений против гражданского населения. Продолжение, если не усугубление, нарушений прав человека в Чечне связано с атмосферой безнаказанности, которая по-прежнему царит в республике, несмотря на решение по делу полковника Буданова и несколько других примеров привлечения к ответственности российских военнослужащих ".
Ответственности за совершенные преступления как не было, так и нет. Сообщается, что лишь по 40 случаям по фактам убийств и изнасилований из около 400 были проведены расследования, а материалы были переданы на рассмотрение суда, и лишь некоторые из них заканчиваются вынесением серьезного приговора и осуждением обвиняемых; в большинстве случаев это условные приговоры. Серьезным препятствием в ходе расследования является желание еще хрупкой и загруженной местной системы правосудия в Чечне закрыть дело, если подозреваемый отбывает в место своего постоянного проживания, т.е. когда заканчивается контракт и контрактник возвращается домой. Комментируя убийство гражданских лиц пилотами вертолета, генеральный прокурор Чечни Всеволод Чернов отметил, что сейчас неподходящее время для уголовного преследования пилотов за убийство мирных жителей.
Гуманитарная обстановка по-прежнему остается тяжелой. Перемещенным лицам из Чечни придется провести в холодных палатках третью зиму, сейчас у них нет даже электричества и газа.
И наконец, Российская Федерация постоянно мешает деятельности наблюдателей от правозащитных организаций и журналистов. Неправительственным организациям и агентствам ООН отказывают в доступе в данный регион. Недавно журналистка "Новой газеты" Анна Политковская, которая освещает войну в Чечне, была вынуждена покинуть территорию Россию из-за постоянных угроз в ее адрес. 20 сентября главный редактор "Новой газеты" был вызван для беседы в ГРУ, где ему сообщили, что из соображений безопасности Политковской лучше оставаться дома, и что газета может пострадать за связь с журналисткой.
Возвращение КНГ ОБСЕ в Чечню широко приветствовалось, однако недавняя критика в адрес миссии со стороны российских про-правительственных средств массовой информации, кроме всего прочего, указывает на тот факт, что она работает под серьезным давлением. И хотя сотрудникам миссии удалось добиться освобождения нескольких заключенных, побывать в Грозном им позволили только лишь однажды, и им не рекомендуют посещать южные районы республики. Под усиленной охраной российских военных сотрудники КНГ ОБСЕ посещали местные неправительственные организации, и активисты опасаются, что присутствие военных негативно сказывается на передаче соответствующих материалов.
Безусловно, преступления совершаются и со стороны чеченских боевиков. 6 ноября полевой командир Хаттаб пригрозил казнить подполковника Сергея Боряева, если командование российских сил не отпустит 25 гражданских лиц, якобы задержанных федеральными войсками. Но это не говорит, что о преступлениях со стороны военнослужащих российских войск можно забыть.
Исходя из этого, мы призываем Вас потребовать от Президента Путина прекратить усилившиеся нападения со стороны российских военных на гражданское население Чечни. Мы полагаем, что общая борьба с терроризмом должна включать осуждение поведения российских сил в Чечне и требования, чтобы Владимир Путин:
Взял на себя ответственность за прекращение подобных нарушений;
Выполнил резолюции Комиссии ООН по правам человека за 1999 и 2000 год и создал эффективную государственную комиссию для расследования нарушений прав человека в Чечне;
Привлек к ответственности виновных, включая возобновление расследований и привлечение к ответственности виновных в совершении грубых нарушений прав человека;
Позволил специальным докладчикам и представителям ООН свободно перемещаться по региону в соответствии с резолюциями Комиссии ООН по правам человека;
Предоставил наблюдателям от неправительственных правозащитных организаций свободный доступ в Чечню.
Без принятия таких мер, война с терроризмом будет не только неэффективной, но и будет потворствовать той же самой жестокости по отношению к гражданскому населению, положить конец которой и призвана эта кампания
С уважением, Катерина Фитцпатрик Леонард Рубенштейн
Исполнительный директор
Международной лиги за права человека
Исполнительный директор
организации "Врачи за права человека"
"Международная лига за права человека"