5 декабря 2001 года в Назрани в помещении Чеченского комитета национального спасения представители ЧКНС и Общества Российско-Чеченской дружбы провели пресс-конференцию, посвященную работе правозащитных организаций Чеченской Республики и Ингушетии. Были затронуты вопросы работы правозащитников на Гражданском Форуме и семинаре в Страсбурге, положения беженцев в Ингушетии, и работы комиссии председателя политического комитета ПАСЕ лорда Джадда.
На пресс-конференции, в частности, ее участники призвали депутатов Европарламента выразить недоверие лорду Джадду. Чеченские правозащитники заявили, что мониторинга ситуации с правами человека им практически не ведется, и работа возглавляемой им комиссии сводится только к встречам с представителями федерального центра и администрации Кадырова. С жителями республики пострадавшими от незаконных действий федеральных сил, жертвами военных преступлений лорд Джадд не встречался, как не посетил он и места компактного проживания беженцев в Ингушетии.
Председатель регионального отделения Общества Российско-Чеченской дружбы Имран Эжиев на пресс-конференции заявил, что и в ходе прошлых визитов лорд Джадд посещал исключительно те места компактного проживания беженцев, в которых ситуация относительно благополучна, и которые являются своеобразными "потемкинскими деревнями", игнорируя при этом десятки находящихся поблизости заброшенных ферм, где проживает гораздо больше людей, и где вынужденные переселенцы влачат самое жалкое существование.
Лорд Джадд, как считают участники пресс-конференции, ограничивается общими фразами о необходимости переговоров с воюющей стороной, однако этого мало. Мировое сообщество остается в неведении относительно масштаба вопиющих военных преступлений, которые позволяют охарактеризовать действия российской армии и иных силовых структур в Чечне как геноцид. Правозащитники сделали вывод, что сознательно исключая из своих докладов факты несоблюдения норм гуманитарного права, преступлений военнослужащих против мирного населения, лорд Джадд косвенно потворствует массовым нарушениям прав человека российской стороной.
6 декабря 2001 г. состоялась телефонная беседа Имрана Эжиева с руководителем Форума переселенческих организаций Лидией Графовой, во время которой Эжиев сообщил ей о бедственной ситуации в ряде мест компактного проживания беженцев. В частности, речь шла о том, что лагерь беженцев в с. Яндаре, комендантом которого является Эжиев, уже в течении двух недель отключен от электроснабжения, как и лагеря в Нестеровской и Плиево. Отсутствие тепла приводит к массовым простудным заболеваниям, две женщины из Яндаре госпитализированы. В беседе с Графовой Эжиев отметил, что люди доведены до отчаяния, и готовы начать массовые акции гражданского неповиновения, в частности перекрыть трассу Ростов-Баку.
В рамках достигнутых на Гражданском форуме договоренностей Л. Графова пообещала выйти на министра МВД Грызлова (именно МВД после ликвидации Министерства по делам федерации и миграционной политике курирует вынужденных переселенцев), с целью решения этой ситуации через руководство РАО ЕС России. Вечером того же дня руководитель "Ингушэнерго" Магомед Аушев связался с Имраном Эжиевым и заверил его в том, что в лагере Яндаре энергоснабжение будет восстановлено в ближайшее время.
7 декабря 2001 г. в 7 часов утра в лагерь беженцев Яндаре прибыло около тридцати вооруженных сотрудников Назрановского РОВД. Часть из них ворвалась в помещение времянки, где проживает Имран Эжиев, и попыталась его задержать. При этом ни каких документов милиционерами не было предъявлено, они нецензурной бранью оскорбляли женщин, в том числе жену Эжиева, и заявляли, что ее муж готовит массовые беспорядки. Сам правозащитник в момент налета готовился к молитве.
Сбежавшиеся беженцы, в основном женщины, а также члены семьи Эжиева, включая пятилетнего сына Исмаила, оказали сопротивление незаконным действиям сотрудников милиции, и стали их оттеснять от Имрана. Началась давка, в результате которой две пожилые женщины-беженки потеряли сознание. Жители села Яндаре, выведя Эжиева, помогли ему покинуть территорию городка беженцев. В настоящее время (по состоянию на 12.00) он находится в Назрани, вместе с правозащитниками из "Мемориала" и ЧКНС, которые пытаются связаться с министром МВД Ингушетии и выяснить причины налета на лагерь беженцев.
Не исключено, что последствием инцидента в Яндаре станет ввод в лагерь подразделений ОМОН. Об этом нам сообщил сам Имран Эжиев, с которым удалось связаться по телефону.
Столь решительные действия беженцев по защите своего коменданта объясняются в том числе тем, что в октябре Эжиев уже подвергался процедуре незаконного ареста со стороны сотрудников ингушской милиции, в течении месяца незаконно, без предъявления обвинения содержался под стражей сначала в Слепцовской, затем в Грозном, и был освобожден лично прокурором Черновым после многочисленных протестов известных правозащитников всего мира. После своего освобождения Эжиев принял участие в работе Гражданского Форума. Беженцы серьезно опасаются, что открытая и бескомпромиссная позиция Имрана Эжиева приведет к новым репрессиям в его отношении.
Станислав Дмитриевский, Общество Российско-Чеченской дружбы