21 марта руководитель делегации Парламентской Ассамблеи лорд Джадд заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» о необходимости диалога с Масхадовым и возможным международным преследованием тех, кто совершает военные преступления в Чечне. Известно, что ответ Ястржембского был предельно жесток: мол, Россия - это не Югославия, и международного суда над ней не получится. Так, что же заставило лорда Джадда, опытного западного дипломата, пойти на такое резкое обострение с Кремлем? Дело в том, что накануне, 20 марта, в Москве состоялось очередное заседание рабочей группы «Дума-ПАСЕ» по проблемам установления мира в Чечне. На этом заседании лорд Джадд окончательно понял, что российские власти фактически водят его за нос, в реальности не желая идти на какие-нибудь компромиссы в чеченском вопросе.
Заседание в Государственной Думе вели два сопредседателя: Джадд и глава комитета Госдумы по геополитике Дмитрий Рогозин. Во время встречи Рогозин говорил много слов о необходимости диалога, о том, что двери группы открыты для всех и так далее. Рогозин призывал чеченцев к мирному диалогу, жаловался на недостаточность финансирования Рабочей группы со стороны ПАСЕ, а также говорил о необходимости принятия «новой чеченской конституции». Помощник Рогозина Слуцкий даже зачитал в слух отрывки из ее проекта. Ему вторили присутствующие на заседании Елагин, так называемый глава правительственной комиссии по восстановлению экономики Чечни, и Каламанов, спецпредставитель Путина по правам человека.
Таким образом, российские представители изобразили дело таким образом, что проблема Чечни - это внутреннее дело чеченцев и, что с принятием новой конституции все разногласия будут устранены. Такая позиция российских политиков несколько озадачила лорда Джадда. Дело в том, что в этой предложенной схеме мирного урегулирования в Чечне не нашлось место самому главному персонажу: президенту Ичкерии Аслану Масхадову. Слушая Рогозина, лорд указал на то, что тот ставит «телегу впереди лошади». По мнению Джадда, обсуждать новую чеченскую конституцию может быть и нужно, но сейчас главное остановить войну, а это без участия Масхадова невозможно. «Возможно, нынешняя конституция Чечни и имеет недостатки, возможно Чечне нужен новый основной закон, но дело в том, что я и российскую не читал»,- заметил лорд. «Но я твердо знаю одно», - продолжил он, - «у нас в Северной Ирландии мы с боевиками из ИРА не договорились пока не включили их в местное правительство». Лорда Джадда поддержал представитель чеченской диаспоры в России Денис Тэп. Он предложил отложить вопрос по конституции и начать обсуждать план прекращения боевых действий.
Ответ Рогозина был предельно циничным. На замечания Джадда Рогозин произнес: «Ох, вы, западные демократы. С вашей идеологией только идти с белым платком и сдаться». Этой фразой Рогозин фактически дал понять, что переговоры с Масхадовым Москва рассматривает, как свое поражение в войне и, что этот вариант для Кремля абсолютно неприемлем. Вот, тогда Джадд и лишился последних иллюзий в отношении российской политики в Чечне. «Я не вижу результатов в нашей работе»,- произнес лорд. Далее он высказал обеспокоенность по поводу того, что из состава Рабочей группы вышли трое из ее членов: руководитель Чеченского национального комитета спасения Руслан Бадалов, сотрудник правозащитной организации «Мемориал» Липхан Базаева и председатель Общества узников фильтрационных лагерей Ваха Банжаев. Эти лидеры общественных организаций потеряли всякую надежду на то, что деятельность Рабочей группы реально может приблизить мирные переговоры между Москвой и Масхадовым.
Не исключено, что последней каплей для Джадда стали фотографии зверски убитых оккупантами чеченцев, переданные лорду руководителем миротворческой организации «Эхо войны» Зейнаб Гашаевой. По ее словам, от этих фотографий англичанину сделалось дурно.
Как бы там ни было, но на следующий день лорд Джадд делает известное заявление, суть которого заключается в том, что Кремлю предлагается выбор: либо он начинает переговоры с Масхадовым, либо Европа делает оргвыводы с далеко идущими для российской власти последствиями.
Иван Свенцицкий, Информационный Центр Виктора Попкова
«Кавказ-Центр»