Как положено высокопоставленному западному военному
А чисто военных, лежащих в его прямой компетенции, у него в Москве и не было. Россия впрямую официально не участвует в операциях антитеррористической коалиции в Афганистане. Наше министерство обороны всяко поддерживает таджикскую фракцию Северного альянса и надеется, что американцы оплатят наши поставки. Но Фрэнкс деньгами не распоряжается, его дело – война. Сегодня в Афгане, завтра, похоже, в Ираке. А Россия уж точно не пошлет войска оккупировать Багдад совместно с США, и Фрэнксу ими не командовать. Потому он однозначно заявил журналистам в Москве, что проблему Ирака он никак не обсуждал. А в Афганистане ситуация, по словам Фрэнкса, полностью под контролем сил союзников. Операция «Анаконда» закончилась полной победой, несмотря на неожиданно большие американские потери. В Афганистане сегодня, сказал мне Фрэнкс, 12 тыс. иностранных войск. Примерно 6 тыс. американцев и 6 тыс. разных союзников. Плюс несколько десятков тысяч проправительственных афганских бойцов из разных племен. Сторонников «Талибана» и «Аль-Каиды» – несколько тысяч, которые попрятались всяко по глухим углам. Осталось только отыскать их, убить или переменить главарей, перебить непримиримых боевиков, и тогда Афганистан заживет мирной жизнью. Дети пойдут в школу, настанет демократия и прогресс.
Надо сказать, слова Фрэнкса удивительно схожи с теми, что говорили наши генералы два года назад, весной 2000-го, после того как они взяли Грозный, нанесли сепаратистам очень существенное поражение и взяли под контроль практически всю территорию Чечни. Тоже утверждалось, что ситуация полностью под контролем, что осталось только нейтрализовать главарей, добить непримиримых, и все, «суши весла». Так с тех пор и добивают. И чем больше бьют, тем больше становится врагов. Американцы в Афгане еще только начинают погружение в пучину бесконечной партизанской войны. Но генерал Фрэнкс уже явно озабочен, несмотря на весь внешний оптимизм. Было объявлено, что в ходе операции «Анаконда» было убито до 800 боевиков, но потом нашли лишь пару десятков трупов. Проамериканские афганские войска, похоже, наполнены шпионами, которые, по признанию американского командования, предупредили противника. В общем, все знакомо.
Точно с теми же проблемами столкнулись в свое время наши в том же Афгане. Афганская территория разделена на феодально-племенные образования, контролируемые полевыми командирами, которые содержат свои формирования за счет производства сырого опиума и торговли героином. Выращивание мака кормит крестьян, наркоденьгами получают жалование больше сотни тысяч афганских солдат разных частных армий, живут их семьи и родственники. «Талибан», в котором руководство было по большей части из простонародья, до некоторой степени пытался сломать эту порочную, наркозависимую феодальную систему. И потому против него объединились с американцами и наркоторговцы из Северного альянса, и традиционная племенная знать пуштунов. Теперь место талибов заняли западные военные, и потому уже против них начинают действовать открыто или по-восточному исподтишка все больше и больше афганцев.
Теперь, похоже, одна надежда у Фрэнкса: вывести поскорее свой пока еще небольшой контингент и идти на Багдад. У Саддама, при всех его недостатках, построено реальное государство, управление которым можно попытаться перехватить. А то, что в Ираке нет аналогов Северного альянса, - это, в общем, большой плюс.
Павел Фельгенгауэр, «Эхо Москвы»
www.echo.msk.ru