Создавая арабскую демократию, оглянитесь на постсоветскую Россию

Создавая арабскую демократию, оглянитесь на постсоветскую Россию

При продвижении демократии на Ближнем Востоке необходимо учесть полученные на постсоветском пространстве уроки

В этом месяце президент Буш представил взгляды Соединенных Штатов на ближневосточную политику, в основе которой будет лежать продвижение демократии. Однако некоторую иронию вызывает тот факт, что принятие этой программы происходит одновременно с попытками скрыть неудачи США в продвижении демократии в другом не менее важном для Америки регионе. Недавние политические события в России и Азербайджане наглядно показали, что историческая попытка построить демократию на постсоветском пространстве практически провалилась.

Преследование президентом Владимиром Путиным нефтяного миллиардера Михаила Ходорковского демонстрирует, что КГБ постепенное возвращает себе контроль над всеми уровнями власти. Россия не является диктатурой, однако в ней начинается долгий серый период полуавторитарного правления. Состоявшиеся недавно в Азербайджане вопиющие выборы, в результате которых к власти пришел сын бывшего президента Гейдара Алиева, подчеркивают, что властные правители Средней Азии и кавказского региона не собираются уступать свои позиции. Конечно, у демократии когда-нибудь может появиться второй шанс утвердиться на постсоветском пространстве, однако в обозримом будущем на этих территориях будут править диктаторские и полудиктаторские режимы. Грузия, возможно, сейчас получает свой второй шанс, однако она является единственным исключением в регионе и должна преодолеть последствия долгих лет политического упадка.

У нас впереди еще много времени, чтобы детально проанализировать причины этой неудачи. Главная причина до огорчения проста. Советская Коммунистическая партия потеряла контроль над Советским Союзом, однако придти на ее место было некому, демократической политической элиты не существовало. Под новыми, посткоммунистическими лозунгами к власти пришла всесильная номенклатура.

Вина за этот весьма печальный исход лежит главным образом на политической патологии самой советской системы, которая не была готова к демократизации. Тем не менее, часть вины лежит и на Соединенных Штатах. Администрация Буша-старшего не воспользовалась критически важным моментом в 1991 году, когда распался Советский Союз, и не предложила России искреннюю и щедрую помощь. Администрация Клинтона слишком персонализировала свою поддержку демократии в России с фигурой Бориса Ельцина, а также пошла по пути уступок "дружественным диктаторам" из стран Средней Азии и кавказского региона, пообещавшим Америке доступ к нефти и газу.

Нынешняя администрация позволила плохой ситуации ухудшиться еще больше. Желая сохранить Россию как партнера в войне против террора, президент Буш слепо сблизился с Путиным. Стремясь найти новых партнеров в деле обеспечения безопасности и обеспечить себе доступ к источникам энергоресурсов, администрация США дала авторитарным лидерам Средней Азии и кавказского региона зеленый свет.

И хотя бывший Советский Союз и Ближний Восток отличаются друг от друга, некоторые уроки из неудач на постсоветском пространстве могут быть учтены в новой кампании США по установлению демократии в арабском мире. Для начала необходимо отметить, что, как бы Америка ни стремилась распространять демократию, ей не удастся проводить по настоящему демократическую политику, если она не прекратит попытки уравновешивать между собой экономические интересы и интересы в сфере безопасности.

Во-вторых, для демократии основополагающим фактором являются выборы, и на Ближнем Востоке необходимо оказывать поддержку их проведению. Руководители постсоветских государств неоднократно показывали, как можно манипулировать современной системой выборов и наблюдением за ними, однако эти действия редко подвергались критике Запада. Поэтому на Ближнем Востоке Соединенные Штаты должны занять более жесткую позицию.

В-третьих, кампания по установлению демократии в регионе, в котором для этого имеется очень мало условий, займет десятки лет и потребует огромной выдержки. Обращает на себя внимание и весьма расстраивает тот факт, что большинство американцев мало озабочены неудачей в построении демократии на постсоветском пространстве, которому когда-то уделялось столько внимания и энергии нашей страны. Если президент Буш действительно настроен на долгий, устойчивый процесс продвижения демократии на Ближнем Востоке, то он должен привлечь на свою сторону все американское общество, а не только группу энтузиастов - сторонников распространения демократии.

Стремясь установить демократию на Ближнем Востоке, мы справедливо призываем арабов принять более высокие стандарты политического поведения. Однако это будет иметь смысл только в том случае, если эти наши призывы будут искренними, если наша напыщенная риторика будет соответствовать нашим реальным усилиям по поддержке настоящего демократического процесса, а не по продвижению проамериканских политиков, если мы убедим арабов в искренности наших намерений не бомбардировками, а честностью в отношении наших интересов и наших возможностей.

 

ИноСМИ
The Washington Post

© Kavkazcenter.com 2020