Недавно в Германии закончился очередной международный кинофестиваль, на который был приглашен чеченский кинорежиссер Мурад Мазаев с фильмом «Маршо» («Свобода»), который стал уже довольно известным в профессиональных кругах международной киноиндустрии.
Со слов самого Мазаева стало известно, что приглашение в Германию пришло в тот момент, когда он еще находился в Украине, где недавно так же проходил кинофестиваль, о котором писал «Кавказ-Центр».
В Германию чеченский режиссер выехал из Киева, благодаря финансовой помощи одной чеченской женщины, уже много лет проживающей на Украине. К сожалению, другие представители чеченской диаспоры проигнорировали проблемы молодого чеченского кинорежиссера.
Во Франкфурте-на-Майне Мазаева встретили устроители международного кинофестиваля «Маннхейм-Хайделберг». 25 ноября было 2 показа фильма в городе Хайделберг в зале Кино «Марсталл».
По просьбе участников фестиваля Мурад Мазаев выступил перед показом с кратким представлением фильма «Маршо». Главной задачей фильма, по словам Мазаева, было стремление показать на примере одной семьи хотя бы сотую часть того горя, которое приносит война чеченскому народу. А так же, насколько это было возможно в данном кинопроекте, познакомить зрителя с некоторыми элементами обычаев и традиций чеченского народа.
Сразу после просмотра фильма в этом же зале состоялась дискуссия. Зрители и гости фестиваля задавали вопросы, как связанные с фильмом, так и с ситуацией в Чечне. Многие выступавшие особо подчеркивали, что в Европе зачастую пропагандируется односторонняя информация, и поэтому им трудно понять реальную подоплеку событий в Чечне.
Большой интерес к фильму проявила группа студентов из России, которая высказал пожелание установить регулярный контакт с чеченским кинорежиссером.
Третий показ фильма состоялся в зале «Глория». После этого прошло еще три показа фильма «Маршо» в Манхейме, где чеченский кинорежиссер получил специальное послание от Аурели Георгес, ответственного представителя селекционного комитете Каннского кинофестиваля.
В послании говорилось, что она посмотрела фильм «Маршо» на первом показе, когда Мазаева ещё не было в Германии, и ей очень понравился фильм тем, что он не похож на стандартные фильмы о войне. По ее мнению фильма чеченского режиссера отличается, прежде всего «неповторимой спокойной атмосферой», которая создана в киноработе Мазаева.
Аурели Георгес предложила Мураду Мазаеву провести в ближайшее время встречу, на которой обсудить перспективы фильма «Маршо».
26 ноября состоялся показ фильма в главном зале Кино Стадхаус и здесь тоже была организована большая дискуссия, в которой на этот раз в основном участвовали профессионалы кино: кинорежиссёры, продюсеры, актёры, кинокритики. После показа было интервью с прессой. Много было вопросов к чеченскому режиссеру было о следующих кинопроектах.
Мазаев рассказал им об одном из полнометражных проектов, в котором бы через главного героя, который не будет представителем чеченского народа, при помощи параллельного монтажа и использования абстрактных эпизодов, показать ситуацию в республике не изнутри, а со стороны. Причём часть съёмок будет сделано в Чечне.
Журналисты также интересовались, насколько чеченские меценаты помогают в работе и насколько они проявляют интерес к такой важной и в то же время новой для чеченцев области, как кино. На этот вопрос Мазаев стал отвечать, чтобы не обманывать журналистов.
В программе кинофестиваля было ещё три показа фильма в Майнхейме в зале Одеон и Атланис. После чего 29 ноября было закрытие фестиваля, на котором с Мазаевым встретился французский режиссёр Мануель Шапмра. Французский режиссёр заявил Мазаеву, что ему очень понравился фильм, который, по его мнению, в чем-то схож с работами Параджанова.
Во время фестиваля состоялась интересная встреча с венгерским режиссёром, который в своё время закончил ВГИК. Посмотрев фильм «Маршо», он сказал, что ему очень понравилась композиция построения кадров. Он также сообщил, что общался с режиссёрами других стран по поводу фильма, и они выразили мнение, что для европейского зрителя в данное время было бы ещё более интересным показать исторические моменты из жизни чеченского народа, сделать в фильме более глубокими психологические портреты главных героев, чтобы они были более понятны западному зрителю.
«Так как о воинственности вашего народа известно и так много», заявил венгерский режиссер.
Надо отметить, что практически все, с кем пришлось общаться Мазаеву отмечали одну очень сильную черту характера чеченцев - сдержанность чеченцев на фоне происходящих трагических событий.