К самому громкому преступлению прошлого века, которое произошло в Далласе в 1963 году, может быть причастен Израиль. С таким неожиданным заявлением выступил израильский физик Мордехай Вануну. По мнению физика Джон Кеннеди оказывал давление на израильского премьера Давида Бен-Гуриона. Президент США требовал от него сообщить подробности израильской ядерной программы.
И вполне возможно это могло стать причиной его убийства, считает Вануну. Об этом физик, которому пришлось провести 18 лет в тюрьме за раскрытие ядерных секретов своей страны, рассказал в интервью журналу «Аль-Васт». Это приложение к арабской газете «Аль-Хайат», которая издается в Лондоне.
Кроме того физик заявил, что ядерный реактор в Димоне угрожает миллионам жителям ближневосточного региона. И в случае сильного землетрясения он превратится во второй Чернобыль. Мордехай Вануну призвал правительство Иордании провести проверку радиоактивного фона в районах, граничащих с Израилем, и принять меры по защите жителей этих районов от радиации.
Это интервью израильского физика может ему дорого стоить. Поскольку Вануну выпустили из тюрьмы на особых условиях. В течение года с момента освобождения ему запрещено общаться с иностранными корреспондентами, сообщать какие-либо сведения о ядерном центре в Димоне и покидать территорию Израиля. Кроме того с физика взяли обещание сообщать полиции о любых попытках взять у него интервью.
В начале 80-х годов в газетах всего мира появились сообщения о том, что в Израиле проводятся исследования, ведущие к созданию ядерного оружия. Никаких конкретных доказательств этого не приводилось. Только косвенные: таинственный ядерный взрыв в Атлантическом океане, исчезновение урана, перевозимого на грузовиках в Англии и Франции, пропажа груза (тоже урана) с западногерманского судна «Шеерсберг», странные кражи с американского завода, принадлежащего компании «Ньюмэн» и расположенного в городе Аполло, откуда исчезло 342 килограмма урана. (Кстати, этого количества достаточно для изготовления 38 бомб, равных по мощности бомбе, сброшенной на Хиросиму.)
В общем, следы вели в Израиль, но где-то по пути терялись. Правда, один след имелся: еще в 1960 году американский самолет-шпион «У-2» сделал снимок странного объекта в израильской пустыне Негев. Впоследствии американским конгрессменам, приехавшим в Израиль, показали тот бетонный объект в оазисе Димоны и пояснили, что здесь находится текстильная фабрика. Если бы дело происходило в Ираке, конгрессмены проявили бы больше настойчивости, но в данном случае удовлетворились объяснением и не потребовали допуска на фабрику.
И вот в 1986 году в английской газете «Санди таймс» появилось сенсационное сообщение о том, что за «текстильной фабрикой» в Димоне в действительности скрывался совершенно секретный завод по производству атомных бомб, уходящий в глубь земли на шесть этажей. Автором этой статьи, проиллюстрированной фотографиями, подтверждающими ее правдивость, оказался израильский инженер Мордехай Вануну, проработавший на заводе десять лет. По его сведениям, Израиль располагал ядерными боеголовками в колличестве от 100 до 200 единиц, что означало, что Израиль находится на шестом месте в мире среди ядерных держав.
Вануну очень беспокоили размахи израильской ядерной программы. Будучи религиозным фанатом и идеалистом, он передал газете «Санди Таймс» материалы, не требуя никаких вознаграждений. «Если это поможет остановить ядерную угрозу, нависшую над моей родиной, то я буду счастлив», - сказал он журналисту газеты, через которого опубликовал свои материалы. «Санди Таймс» собиралась, конечно, выплатить ему обычный гонорар, но не успела. Вануну исчез, несмотря на то, что в редакции его просили быть осторожнее: столь скандальное разоблачение ядерных планов Израиля неминуемо должно было вызвать реакцию со стороны служб безопасности и разведки.
Дальше началась дуэль между опекавшими Вануну журналистами и «Моссадом», жаждущим отмщения инженеру, предавшему главный секрет страны. После нескольких месяцев усиленных поисков газетчикам «Санди Таймс» удалось его обнаружить. Конечно же, здесь не обошлось без женщины. Синтия Ханин, привлекательная «пергидрольная» блондинка, повстречалась Мордехаю в холле отеля, где он жил и писал свои очередные разоблачения. В действительности она была агентом «Моссада» Черил Бен Тов. Бедный Мордехай, не ведая об этом, влюбился в нее и отвечал категорическим отказом на рекомендации осторожных журналистов из «Санди таймс» скорее убираться из этого отеля и скрыться где-нибудь в провинции. Синтия предложила Вануну совершить морскую прогулку, о которой он давно мечтал: несколько дней на яхте в открытом море вместе с прекрасной женщиной.
Вануну все же позвонил в редакцию. «Я уезжаю из Лондона на пару дней, но не волнуйтесь, все будет в порядке», - сказал он. Когда он не появился в наз наченный срок с очередной статьей, журналисты заволновались, а еще через день забили тревогу. В Адмиралтействе им сообщили, что именно в день исчезновения Вануну в море неподалеку от берегов Англии находились три судна под израильскими флагами. По другой версии, та же Синтия выманила Мордехая в Рим, где якобы пустовала квартира ее сестры. Там агенты «Моссада» скрутили Вануну и, напичкав наркотиками, вывезли его на судне в Израиль.
Так или иначе, Вануну был тайно доставлен в Тель-Авив и предан суду. Его признали виновным в шпионаже и государственной измене и приговорили к восемнадцати годам тюремного заключения. Две просьбы о помиловании, направленные Мордехаем Вануну президенту государства Израиль, были оставлены без внимания. Не возымела должного эффекта и широкомасштабная кампания, развернутая защитниками прав человека в Израиле, Британии и США.
В апреле этого года Вануну вышел на свободу. В своем первом интервью, которое транслировалось на весь мир, Вануну заявил, что не сожалеет о содеянном. Ученый выдал тайну, так как выступает против распространения ядерного оружия. «Я, Мордехай Вануну, горжусь тем, что сделал, - заявил ученый. - Мне больше нечего сказать. Больше нет никаких секретов, которые я мог бы раскрыть».