Почти все комментаторы – кто с тревогой, кто с сожалением – сходятся на том, что с гибелью Аслана Масхадова безраздельное влияние в чеченском Сопротивлении приобретут те, кого принято называть «исламскими радикалами», «исламистами», «ваххабитами» и т.д. С возложением верховной власти на Председателя Шариатского суда, Шейха Абдул-Халима, эти прогнозы рассматриваются уже как свершившийся факт.
Комментаторам, среди которых немало людей, искренне сопереживающих нашей борьбе, стоило бы вспомнить несколько простых фактов, чтобы не терзаться излишними тревогами насчет «окончательной исламизации» чеченского Сопротивления.
Ислам – не какая-то «секретная секта», а одна из величайших мировых религий, которую исповедует до полутора миллиардов людей на всех континентах планеты. Сегодня не найти страны, где бы не было последователей Ислама. Чеченцы уже много столетий являются мусульманами, и поэтому чеченское Сопротивление, естественно, состоит из мусульман.
Как известно, в западной и российской пропагандисткой литературе, а так же в статьях и книжках некоторых осовременившихся мусульманских аналитиков, зачастую путающих Божий дар с яичницей, принято делить Ислам на два вида или течения: так называемый «традиционный ислам» и «радикальный ислам». При этом адепты этого деления считают «традиционный ислам», если и не «хорошим», то «терпимым», а вот «радикальный ислам» однозначно воспринимается ими и трактуется, как синоним «терроризма», «мракобесия», «фанатизма» и т.п. Между тем, нет ничего проще, чем объяснить разницу между «традиционным исламом» и «радикальным исламом».
«Традиционный ислам», как правило, адаптирован к той политической идеологии, которая господствует в данном государстве и которую, – с легким налетом религиозной терминологии, – проповедует казенный жреческий клир. Эти жрецы-«традиционалисты» призывают верующих быть «покорными рабами» любой земной власти, не исключая и той, которая с точки зрения Ислама однозначно рассматривается, как власть сатанинская, – например, власть идолопоклонников, безбожников-коммунистов и т.д. Разумеется, в таком своем «всеядном» виде «традиционный ислам» устраивает любую государственную власть, заинтересованную иметь безропотных, покорных подданных. И нечему удивляться, что жречество, монополизировавшее так называемый «традиционный ислам», неплохо сосуществует с любым режимом, чем бы этот режим не занимался: хотя бы даже открытым истреблением мусульман, как в сталинском СССР или в современной путинской России.
«Радикальный ислам» в свою очередь, проповедует, что мусульмане не имеют право быть безропотными и покорными подданными власти, которая не следует заповедям и установлениям Всевышнего Творца. Ведь, подчиняясь законам, противоречащим Шариату, верующему неминуемо придется нарушать законы Творца. А за это он рискует попасть в Ад, который для него – абсолютная и ужасная реальность, в отличие от атеистов. Мусульманин не хочет мучиться в Аду, горя в вечном огне. Это более опасная и более мучительная перспектива, чем все грозящие ему в недолгой земной жизни опасности и лишения. При этом «радикальный ислам» не претендует на то, чтобы перестраивать законы христианских или светских стран, а ставит своей целью привести в соответствие с законами Аллаха законы тех стран, где население является мусульманским. Например, законы Чечни.
А что делать, если Россия заявляет, что мусульманская Чечня является «неотъемлемой частью» России, и поэтому на территории Чечни будут господствовать российские законы, весьма далекие от законов исламских? Жречество «традиционного ислама» не видит в этом никакой трагедии. Это жречество вообще не усматривает в мире ничего трагического, несправедливого, неприемлемого: ведь оно не так давно усиленно прислуживало даже демонстративно и откровенно безбожной коммунистической власти, искоренявшей религию как «опиум для народа». А еще раньше, в эпоху сталинизма, чеченское «традиционное» жречество с усердием помогало карателям НКВД изгнать свой народ с отчей земли на далекую чужбину. А были даже и такие «мусульманские авторитеты», которых чекисты специально привезли из Казахстана обратно в Чечню, чтобы они ложными посулами предавали абреков (чеченских повстанцев, оставшихся сражаться на родине) в руки «карающих органов».
Стоит ли удивляться тому, что некоторые «радикалы» считают подобных «мусульманских» жрецов более опасными адептами сатаны, чем Сталин и все его последыши, включая и нынешнюю кремлевскую рептилию? И если вы честный человек, можете ли вы с чистым сердцем осуждать таких «радикалов»?
В Чечне идет война, все видят, что это очень ожесточенная и очень кровопролитная война. А ведь везде и всегда на войне самыми опасными врагами считались не те, кто открыто противостоит тебе с оружием в руках, а те, которые маскируются под «своих». Любая воюющая армия без всяких церемоний расстреливает или вешает вражеских лазутчиков и шпионов, застав их в своем расположении, и никакие международные конвенции не считают такое возмездие «военным преступлением».
А теперь поставьте себя на место чеченского юноши, который решил выступить с оружием в руках против врагов, захвативших его страну и безжалостно уничтожающих его народ. Он далек от разных теологических тонкостей, он не отличает столь глубоко, как все эти деругьяны, ливены и таджуддины-маджуддины, «традиционный ислам» от «радикального ислама». Но он прекрасно видит, что его сельский мулла, получающий зарплату в официальном муфтияте, функционирующим под защитой оккупантов, призывает его быть покорным рабом Путина. А он не хочет быть покорным рабом Путина. Он, наоборот, хочет освободить свою землю от нашествия путинских убийц. И может ли он, имея такое желание, оставаться в лоне «традиционного ислама», проповедники которого призывают его покориться России? Нет, не может.
Стоит ли после этого удивляться тому, что любой чеченец, который выступает против российских оккупантов, автоматически оказывается в лагере последователей «радикального ислама»?
В «традиционном исламе» дело традиционно обставлено так, что он, к сожалению, стал в Чечне знаменем тех, кто предал свой народ и свою Отчизну, и пошел на услужение к агрессорам, помогая им в деле уничтожения чеченской независимости. А все, кто сражается с оккупантами, или не приемлет этих убийц словом, поступком или сердцем своим, хотят они того или нет, будут названы «ваххабитами», «радикальными исламистами», «международными (или немеждународными) террористами» и их «пособниками».
Но это все – только слова, только термины и пропагандистские уловки. Чеченское Сопротивление состоит не из «радикальных исламистов», а из самых нормальных, самых обычных мусульман, каким был президент Аслан Масхадов, каким да него были другие лидеры Ичкерии, какими были и являются все патриоты Чечни. И дело тут совсем не в том, что «хороший» Масхадов хотел мира, а «плохой» Басаев хочет только войны. В Мсламе четко, в чеканной форме прописаны нормативы, в каких случаях мусульманин обязан воевать, а в каких случаях – заключать и соблюдать мир. И никакие «политические целесообразности», никакой, изменчивый как погода у моря, «прагматизм» не может влиять на эти исламские принципы, регулирующие вопросы войны и мира.
И именно поэтому председатель Верховного Шариатского суда ЧРИ Шейх Абдул-Халим не только не должен, кого-то пугать как «экстремист», «ваххабит» и т.д., но, совсем напротив: являясь знатоком Шариата (исламского права), он будет политически абсолютно «прозрачен» для всех аналитиков.
Чтобы предсказать то или иное решение нового чеченского лидера по тому или иному вопросу войны или мира, аналитикам не нужно гадать и строить сложные мыслительные конструкции. Им нужно просто заглянуть в Коран. А тем, кто не читал Священное Писание Исламской религии, сообщим: Коран абсолютно чужд жестокостям, и признает только право адекватного возмездия за совершаемые по отношению к мусульманам преступления.
И поэтому другой способ узнать, как будет действовать против России новый чеченский Президент, очень прост: он будет действовать так, как Россия действует против чеченцев.
Саламу Талхигов,