Информация, поступающая в последние недели из источников во внешнеполитических ведомствах нескольких стран Центральной и Восточной Европы, свидетельствует: администрация США меняет ориентацию по отношению к режиму Путина. Белый дом желает "перемирия" на российском направлении взамен на договоренности по иранской проблематике...
Согласно информации, которая на протяжении последних недель поступала из источников во внешнеполитических ведомствах сразу нескольких стран Восточной и Центральной Европы, президент США и его ближайшее окружение приняли принципиальное решение о смене господствовавшей до сих пор парадигмы отношений с Кремлем. Как известно, 6 июня, Белый дом официально объявил о намерении Джорджа Буша принять участие в саммите «Большой восьмерки», запланированном на 15-17 июля в Санкт-Петербурге. «Подобно предыдущим саммитам, - говорилось в сообщении, - руководители «восьмерки» обсудят продолжение сотрудничества по широкому кругу вопросов в областях экономики, безопасности и политики».
За этой лаконичной фразой осталась сокрытой от глаз общественности кипучая дипломатическая деятельность представителей администрации и Госдепа. Ими была осуществлена целая серия закулисных контактов с дипломатами тех стран, что, по мнению Вашингтона, потенциально способны если не помешать осуществлению новых американских планов в отношении Кремля, то, по крайней мере, создать для этого процесса неблагоприятный общественный фон - в том числе и в самих США. Собеседникам американцев было доходчиво объяснено, что Белый дом желает успеха санкт-петербуржского саммита, особенно в вопросе выработки общей позиции по Ирану. А потому американское руководство приняло решение об уменьшении пафоса антипутинской риторики по поводу «попрания основ демократии и либеральной экономики в России».
«Вашингтон более не готов заострять внимания на проводимой Кремлем агрессивной политике энергетического шантажа, равно как на деле Ходорковского и прочих пострадавших противников режима Путина» - сообщили выше указанные источники. В их словах сквозила горечь разочарования от осознания того, что еще не так давно казавшаяся столь надежной геополитическая опора в виде атлантической оси Вашингтон-Берлин теперь стала лишь достоянием истории. Стоит также учитывать, что речь идет о странах уже пострадавших в ХХ веке от предательской политики Запада, сдавшего их на милость фашистского и коммунистического режимов.
Между тем, события последних недель полностью подтверждают верность приведенной выше информации. Прежде всего, конечно же, стоит упомянуть выступление посла США в Москве, господина Уильяма Бернса, состоявшееся 30-го мая, на совместной конференции Горбачев-Фонда и Центра Карнеги.
Речь идет о весьма любопытном документе, являющем собой образчик дипломатического риторического искусства. Он изобилует фразами типа: «Было бы большой глупостью - для обеих сторон - забыть о том, какой выигрыш сулят нам совместные действия». Слова и словосочетания «сотрудничество», «вместе», «совместная работа», «взаимодействие» и «совместные действия» употреблены в разных его абзацах тринадцать раз. Не разглядеть заложенного в выступление Бернса «призыва о мире» к российскому руководству просто не возможно. Тем более, что оно завершается следующей фразой: «Истина заключается в том, что мы нужны друг другу».
Всего через полторы недели после выступления американского посла, Москва получила второй аналогичный «месседж» в свой адрес - на этот раз из уст министра финансов США Джона Сноу. Приехавший в Санкт-Петербург, на встречу глав финансовых ведомств стран «Большой восьмерки», Сноу заявил, что его страна желает вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и, что сие долгожданное событие произойдет уже в самое ближайшее время. Помимо этого, американский министр весьма лестно отозвался о бесперебойных поставках российского газа в западные страны. Из его слов следовало, что министры финансов «Большой восьмерки» не усмотрели никакой проблематики во взаимоотношениях России с соседними странами во всем, что касается поставок энергоресурсов. Данное заявление, надо полагать, чрезвычайно порадовало украинцев, поляков и прибалтов...
После выступления Джона Сноу события уже развивались поистине лавинообразно. Спустя всего сутки, в День независимости России, с совершенно неожиданным поздравлением в адрес президента Путина выступил
его литовский коллега Валдас Адамкус. В своей речи он утверждал, что сегодня Россию и Литву связывают «рабочие и динамичные отношения», оба государства успешно сотрудничают во многих областях, помогая создавать благосостояние всей Европы. «Я искренне надеюсь, - сказал Адамкус, - что добрососедские связи между нашими государствами и дальше будут набирать интенсивность, развивая конструктивное политическое, экономическое и культурное сотрудничество наших народов, укрепляя открытый, дружеский и конструктивный диалог».
А уже на следующий день, 13 июня, в рамках Петербуржского экономического форума состоялась встреча Путина с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. И тут вдруг оказалось, что грузинский гость буквально занимается плагиатом: он словно списал фразы с выступления Адамкуса. «Мы готовы поддерживать с Россией близкие, тесные отношения, - заявил Саакашвили, - В возобновлении конструктивного диалога заинтересованы обе стороны, и я сделаю все, чтобы мы достигли конкретных результатов».
Однако, пожалуй, еще интересней оказался комментарий российской прессы к данному неожиданному заявлению. Со ссылкой на «источники в администрации президента Российской федерации», информационное агентство ИТАР-ТАСС сообщило, что встреча Путин-Саакашвили состоялась по инициативе грузинской стороны, а прелюдией к ней явилось выражение «озабоченности ухудшающимися отношениями с Россией, высказанное в адрес Грузии европейскими и американскими партнерами».
Впрочем, грузинский президент был не единственным иностранным гостем, напросившимся на встречу с Путиным в рамках Петербуржского форума. Как оказалось впоследствии, об аудиенции с российским лидером просил также латвийский премьер Айгарс Калвитис, и получил встречу, длившуюся аж целых двадцать минут. Кстати, Калвитис, удивил гостей и организаторов форума, выступив с приветственным словом на русском языке. А уже 19 июня в Москве послом Латвийской республики Андрисом Тейкманисом была созвана специальная пресс-конференция, посвященная, как было заявлено, «обсуждению актуальных тенденций в развитии отношений России и Латвии». «Ледниковый, холодный период в отношениях Латвии и России заканчивается!» - с энтузиазмом сообщил собравшимся журналистам господин Тейкманис, добавив, что диалог двух стран по пограничному договору возобновится, скорее всего, в ноябре текущего года. Со слов высокопоставленного латвийского дипломата стало также известно, что в Латвии появилась «установка на отношение с Россией».
Правда не было сказано откуда именно «появилась» данная установка, но элементарное сравнение с ситуацией в российско-грузинских отношения наводит на мысль о влиянии все тех же «европейских и американских партнеров». И, наконец, последним в серии латвийских реверансов в сторону Кремля стало появившееся на днях сообщение о проходивших в российской столице латвийско-российских консультациях по вопросам создания межправительственной комиссии и содержания будущих договоров об экономическом сотрудничестве двух стран. В официальном заявлении, сделанном по этому поводу главой латвийского МИДа Артисом Пабриксом, были отчетливо слышны нотки, знакомые по упомянутым выше выступлениям Адамкуса и Саакашвили. «Латвия, - заявил министр, - готова к конструктивной и прагматичной работе, чтобы по возможности скорее достичь результата».
Информация, приведенная в начале публикации, свидетельствует, что в данном случае "кремлевский источник" ИТАР-ТАСС знал, о чем говорил. В последние недели американская администрация действительно активно разъясняла свою новую политику в отношении Москвы не только Литве и Грузию, но и другим странам. Так, например, аналогичное «внушение» было сделано Израилю, который, в результате, решил дать ход планам сотрудничества с Россией в энергетической области. Ранее израильское руководство опасалось резкой реакции Вашингтона на слишком тесное сотрудничество с Кремлем. Однако теперь, когда Вашингтон и Москва стали друзьями, по мнению людей в окружении израильского премьера Эхуда Ольмерта, наступил подходящий момент для подписания стратегического договора о партнерстве с российским газовым гигантом «Газпром».
Таким образом, новая парадигма американской политики в отношении российского руководства предельно ясна. Остается лишь ответить на вопрос о причинах ее появления. Главной причиной, скорее всего, является стремительно растущая непопулярность президента Буша в глазах американского общественного мнения. Продолжающаяся война в Ираке и Афганистане вкупе с ростом цен на нефтепродукты в самих США ставят под угрозу шансы республиканской партии на победу в президентских выборах, которые уже не за горами. Чтобы изменить ситуацию в свою пользу, Бушу и республиканцам необходимо продемонстрировать успех американской дипломатии на иранском направлении. А для этого требуется поддержка России и развитых стран Западной Европы, вроде Германии и Италии, желающих стратегического партнерства с Москвой в энергетической области.
Разумеется, в вашингтонской администрации существуют противники уступок путинской России вроде вице-президента Дика Чейни. Однако недавнее нашумевшее выступление последнего в Вильнюсе, на так называемом Форуме
Балтийского и Черного морей, лишь ввело в заблуждение противников Кремля в регионе. Апеллируя к резкой критике Чейни в адрес Путина, эти люди не понимают, что позиция Белого дома за последние несколько месяцев претерпела кардинальное изменение, и что Чейни из состояния "in" плавно перешел в состояние "out". Их попытка отстаивать антироссийский мотив во внешней политике в настоящий момент не вызовет ничего, кроме раздражения вашингтонской администрации, чреватого для них серьезными политическими и экономическими неприятностями. Ярким примером подобного недальновидного поведения является сделанное 13 июня - то есть как раз в день открытия Петербуржского экономического форума - заявление эстонского премьера Андруса Ансипа о необходимости снесения памятника советской эпохи...
Саймон Аралофф, Сами Розен
AXIS