Хотелось бы обратить внимание на значимую сущность в Исламе, часто ускользающую от внимания людей. Это функция государства в Исламе, которая не ограничивается лишь обеспечением внешней и внутренней безопасности. И ее функцией не является защитой имущих слоев от неимущих.
Функции исламского государства - это позитивная, универсальная, гибкая система, сфера действия которой включает в себя всевозможные меры, направленные на то, чтобы остановить несправедливость, установить справедливые отношения между людьми, устранить ущерб, вред, а также источники конфронтации, противостояния в обществе, чтобы место этих негативных явлений заняли братство и взаимное сотрудничество.
Ниже приведем аргументы.
1) Ответственность государства, представленного в лице правителя, - ответственность полная, неограниченная. Пророк Мухаммад (а.с.с) сказал:
«Все вы пастыри, и все вы ответственны за свою паству, (и каждый из вас ответственен за свою паству). И правитель пастырь - он ответственен за своих подданных».
Именно такое понимание своей роли, заставило халифа Умара, находящегося в Медине, сказать: «Если бы козленок умер на берегу Евфрата, то я был бы спрошен за него в Судный день пред Всевышним Аллахом». Если такое чувство ответственности за животных, то каково оно должно быть за людей?
2) Установление справедливости в жизни людей - одна из основных целей Ислама. Именно с этим Аллах отправил Посланников и ниспослал Книги. «И прежде мы отправили наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости».
Коран утверждает равновесие - Весы, в жизни общества, которые приводят в порядок отношения в различных сферах человеческого общежития: семья, рынок, политика, государство. И еще Коран повелевает исполнять две основные заповеди: оправдывать доверие и судить по справедливости: «Поистине вам Бог повелевает оправдывать доверие и по справедливости судить, когда придется вам судить между людьми».
Таким образом, любые меры, направленные на устранение несправедливости приветствуются Исламом.
3) Законы Ислама превентивны, направлены на предупреждение вреда индивидууму или обществу до его появления и его устранение после его появления. Исходя из этого принципа, ученые вывели следующие постулаты:
а) вред устраняется;
б) вред не устраняется с помощью вреда;
в) больший вред может быть заменен меньшим.
Любая мера, направленная на предотвращение вреда людям, включается в Шариат и считается основанной на принципах Ислама. Например, правила дорожного движения. Они накладывают определенные ограничения на участников дорожного движения для пользы всех участников движения и накладываются определенные штрафы на нарушителей. Если мы стремимся упорядочить дорожное движение, то тем более необходимо стараться упорядочивать взаимоотношения между слоями общества, между его различными классами в целях сохранения общественного спокойствия и мира.
4) Рамки Шариата не ограничивают государство в принятии законов, по мнению государства, полезных для общества, если эти законы не противоречат Корану и Сунне. Правитель имеет право, и даже обязан, делать все возможное для пользы своих подданных, даже если в Коране и Сунне нет конкретных установок по этому поводу. Поэтому Праведные халифы совершали много таких действий, полезных для общества, которых Пророк не совершал и не говорил об этом. Иначе говоря, все справедливые законы - по сути своей в рамках Шариата.
Шариат предвосхитил все теории, направленные на установление справедливости по отношению к работнику словами Пророка (а.с.с): «Платите работнику плату его, прежде чем высохнет пот его», а также следующим хадисом, в котором говорится о том, что одним из тех, с кем будет судиться Аллах в День Суда, будет человек, «нанявший работника, получивший с него сполна, но не заплативший ему».
Шариат не отвергает законы, гарантирующие работникам соответствующую оплату, устанавливающие равные права работнику и работодателю.
Шариат не оставляет лазейки для того, чтобы появилась возможность эксплуатации одними людьми других.
Ислам позволяет правителю вмешиваться в случае необходимости в процесс взаимоотношений между работниками и работодателями, с целью пресечения возможной несправедливости, с целью утверждения справедливости, которую повелел Аллах.
Ислам отстаивает свободу рыночных отношений, без тотального контроля и вмешательства, то есть рынок должен регулироваться естественными, экономическими законами. Но если в действие вступают нерыночные факторы, такие как биржевые спекуляции, монополизм, сговор торговцев, то государство оставляет за собой право вмешиваться в рыночные взаимоотношения с целью защиты прав населения.
Государство имеет право влиять на цены, если они растут не под воздействием рыночных факторов в результате действия закона спроса и предложения, а в результате, например, сговора определенной части продавцов на рынке, влияния крупного монополиста и т.п. Назначенная цена должна быть экономически обоснована, должна учитывать все факторы, влияющие на ценообразование. Цена не должна причинять убыток торговцу или производителю.
Основной целью ценовой политики государства в Исламе является принесение пользы населению, защита интересов всех слоев общества.
Дагестанский Джамаат «Шариат»