Так называемые "умеренные" арабские режимы начинают опасаться затяжной и дестабилизирующей войны: как для региона, так и для своих монархий.
У них накопился достаточный опыт вооруженных конфликтов, чтобы знать, что войной сложно управлять и что ее ход трудно прогнозировать. Их дипломатические ведомства прекрасно знают, что история ХХ века изобилует "молниеносными войнами", длившимися годами, военными противостояниями, завершавшимися политическими революциями, и монархами, потерявшими короны, когда уже нет головы, по причине неконтролируемых событий. Поэтому вполне понятно раздражение, которое накапливается в эти дни в Эр-Рияде, Каире и Аммане, не только в отношении традиционного объекта, Израиля, но и в отношении арабов: "Хизбаллах" и "Хамаса".
Мубарак, Абдалла, король Иордании, и королевский дом Саудовской Аравии обвиняют две эти организации в "авантюризме". "Они толкнули регион в направлении опасного спуска" (такие слова произнес Мубарак, имея в виду "определенные движения"). Они допустили ошибки в своих расчетах.
Чтобы добиться тактического преимущества, они спровоцировали стратегическую катастрофу, позволив Израилю "начать яростную войну против братского Ливана и задушить палестинский народ" (высказывания египетского президента). Вряд ли братский Ливан и палестинский народ занимали мысли многих арабских раисов. Если бы израильской армии удалось завершить партию за неделю, эти главы государств не испытывали подобной тревоги. Но сегодня сложно спрогнозировать, когда наступит финал этой беспрецедентной драмы. Израиль, как пишет Jerusalem Post, может за неделю разрушить большую часть инфраструктур "Хизбаллах". Но что потом? Единственной идеей, выдвинутой Западом, является предложение Проди и Блэра: силы ООН по разъединению. Эти "голубые каски" будут находиться в буферной зоне шириной 20 км на границе между Ливаном и Израилем (а также, как отметил Проди, на границе между Израилем и сектором Газа). Мудрый проект, но чтобы его можно было реализовать, сначала требуется получить четкое согласие Израиля и добиться выполнения некоторых предварительных условий.
Прежде всего, должен быть решен центральный вопрос ливанской потасовки – разоружение "Хизбаллаха". Кто этим должен заниматься? Не Объединенные Нации, предупредил вчера Кофи Аннан. Если трудно себе представить, что за арсеналами и вооруженными боевиками шиитских милиционных формирований будет гоняться контингент ООН, то совершенно неразумно полагать, что этим может заниматься ливанская армия, которая больше чем наполовину состоит из шиитов. Особенно после бомбардировок последних часов ливанская армия ни за что не станет оказывать услугу Израилю.
Даже если бы армия была готова к этому, то само ливанское правительство было бы не готово, потому что шииты участвуют в коалиции. Не говоря уже о том, что еще вчера Бейрут называл террористическими действия Израиля и отвергал израильские условия, которые равносильны шантажу.
Второй вопрос сложного урегулирования – освобождение двух израильских солдат, похищенных боевиками "Хизбаллах". Правительство Ольмерта, по-видимому, рассматривает освобождение солдат как условие прекращения боевых действий. Чтобы добиться прекращения огня – что вывело бы страну из-под ударов израильской авиации, – ливанское правительство должно надавить на "Хизбаллах" и убедить ее, по-хорошему или по-плохому, освободить двух заложников. Но вряд ли это хрупкое правительство в состоянии добиться всего этого от "Хизбаллах". Большими возможностями располагает Сирия, которая была и частично остается спонсором организации. Иран и его могущественные спецслужбы, похоже, выступают сегодня в роли большого союзника и благодетеля "Хизбаллаха". Часть иранского режима, вероятно, опасается того, что страна может быть втянутой в региональный конфликт, и поэтому советует шиитам в Ливане проявлять осторожность. Но хомейнистское крыло, связанное с президентом Ахмадинежадом, может сделать ставку на широкомасштабный конфликт, в расчете на то, что первыми не выдержат прозападные суннитские режимы. По этой причине эти последние начинают обливаться холодным потом. Они прекрасно понимают, какими опасностями чревата новая война на арабской земле в двух шагах от национальных границ, особенно с непосредственным участием Израиля.
Достаточно обратиться к арабским СМИ, чтобы понять это. Они демонстрируют ярость в отношении Израиля, негодование в отношении G8 и впервые убедились в том, что Объединенные Нации готовы предать арабов в этой коварной игре за власть. Телеканалы делают акцент на том, о чем не слишком подробно рассказывается в западных новостях: разрушения и траур в Ливане после бомбардировок израильской авиации. Они не освещают то, что меньше всего интересует арабскую публику: разрушения и траур в Израиле после обстрелов со стороны "Хизбаллах". Такое же искажение зрения очень часто поражает и итальянские телеканалы. Но если на протяжении месяцев, а не недель, война в Ливане будет хлебом насущным для общественности арабских стран, то прозападные режимы рискуют оказаться перед выбором: быть сметенными революцией или участвовать в разрушительной войне.
Гвидо Рампольди, la Repubblica
перевод с Inopressa.ru