Сегодня хиджаб играет важную роль в общественной жизни мусульманских женщин. Без преувеличения можно сказать, что хиджаб является одним из наиболее заметных символов Ислама. Не соответствует действительности утверждение, что платок - это недавнее изобретение Исламских движений. Правда заключается в том, что возрождение Ислама привело к осознанию мусульманскими женщинами всего мира значение хиджаба в жизни.
Поистине, самым заметным признаком столкновения цивилизаций, о котором говорил Хантингтон, является возрождение женского мусульманского платка, в то время, когда на Западе празднуют победу феминизм и так называемая «сексуальная революция».
В век агностицизма хиджаб кажется предрассудком, символом средневекового Ислама. Еще его связывают с принудительными мерами режима афганских талибов.
Споры по поводу хиджаба зашли настолько далеко, что премьер-министр Франции заявил о недопустимости ношения хиджаба в государственных школах страны. Его поддержал президент Жак Ширак.
В то время, когда Ислам всегда придавал большое значение свободе женщины, традиционные культуры стремились не допустить женщин к участию в общественной жизни. Однако, западная культура всегда использовала прием подмены понятий по отношению к мусульманским женщинам. Радикальная сексуальная свобода несовместима с религиозными и культурными ценностями мусульманских женщин. Сегодня отчетливо проявилось значение хиджаба в жизни.
В то время, как одни старались использовать его для отчуждения женщин от общества, другие используют хиджаб как средство, позволяющее им активно и комфортно заниматься деятельностью в общественной сфере. Хиджаб помогает мусульманке обрести достоинство: она становится выше того, чтобы её рассматривали лишь в качестве объекта полового вожделения в женоненавистническом, по сути, обществе.
Прежде всего, Запад и вестернизированная элита мусульманских стран восприняли хиджаб как проклятие современному миру и отнеслись к нему с большой подозрительностью и ненавистью. Однако, если отказ от хиджаба в Иране и Афганистане иногда воспринимается как признак «освобождения женщины», то в полностью секуляризированных мусульманских странах хиджаб возвращает свои позиции, и даже представители высших классов стараются использовать его в той или иной форме.
Сейчас хиджаб стал неотъемлемой частью современной Исламской самоидентификации. И во многих западных странах, например, в Великобритании и США, к хиджабу относятся теперь с гораздо большей толерантностью
Как уже отмечалось, напряжение все ещё существует, особенно в таких секуляризированных странах, как Франция. Французский секуляризм уходит корнями в эпоху Французской революции, когда простые люди и буржуазия восстали против двух сил, против католической церкви и монархии, и сейчас он стал составляющей национальной гордости. Хотя религия и не находится вне закона, как это было при атеистических режимах коммунистов, её принуждают быть незаметной в общественной жизни.
Франция должна научиться договариваться со своим самым большим меньшинством, с мусульманской общиной, и относиться с уважением к мусульманам. Мусульмане не ставят под вопрос секулярную природу Французской Республики, признавая себя меньшинством. Но несмотря на это, Французская Республика должна уважать религиозные убеждения своих граждан, будь-то иудей, желающий носить ярмолку, сикх, желающий носить тюрбан, или мусульманка, желающая носить хиджаб.
Автор: Ник Назми Ник Ахмад
Источник: журнал «Muslim youth»
Перевод с английского: Али Бекхан