Администрация Путина склоняет партии к подписанию добровольного обязательства не сотрудничать с политиками-экстремистами и не участвовать в разного толка "маршах несогласных". Одни лидеры не желают обсуждать текст, который подписывают, другие говорят, что вовсе не видели его. Но, по информации газеты "Ведомости", процесс визирования идет полным ходом.
Инициатором Хартии о противодействии экстремизму выступили "единороссы" после встречи лидеров 10 зарегистрированных партий с Владимиром Путиным в декабре 2006 года. В январе текст был разослан партиям, в феврале его одобрили в "Единой России" и "Справедливой России", а 27 марта к ним присоединилось и "Яблоко".
Как сообщает издание, в январской версии хартии предлагалось во время агитации "не допускать экстремистских заявлений и действий, способных подорвать общественно-политическую стабильность, внести раскол в российское общество". Кроме этого там был предложен отказ от сотрудничества с организациями, пропагандирующими "расизм, национальное превосходство, разжигающими религиозную и социальную рознь", и выступлений в СМИ, в которых "представляют слово лицам и организациям, допускающим экстремистские заявления". В документе также предлагалось не участвовать в демонстрациях митингах, шествиях, проводимых с использованием экстремистских лозунгов".
В партиях не спешат раскрывать, что и почему они намерены подписать. "С нас требуют дать согласие, но окончательный вариант документа не присылают", - признался источник в СПС. Лидер СЕПР Василий Шестаков заявил, что текста не видел, поскольку находится в командировке в Санкт-Петербурге, но подписать готов. Коммунисты к хартии не присоединятся: их возмутил пункт о социальной розни. "Яблоко" январский вариант не устроил и оно предложило свою версию хартии, но она практически не нашла отражения в новом варианте.
В то же время, как стало известно "Ведомостям", администрация президента пошла навстречу оппозиционным партиям: из текста исчезло упоминание о "социальной розни", а осуждать предлагается лишь те СМИ, которые "в качестве редакционной политики дают место экстремистским заявлениям". Исчез и абзац об отказе от действий, способных "привести к насилию, подорвать общественно-политическую стабильность, внести раскол в общество". "Хартия же должна ограничить любое побуждение к хулиганским действиям вроде провокационных нападений на милицию во время участившихся "маршей несогласных", - сообщил источник в "Единой России".
Следует отметить, что за последний год антиэкстремистское законодательство ужесточили. В июле 2006 года президент Владимир Путин подписал поправки в закон "О противодействии экстремизму", расширив перечень таких деяний. В декабре вступил в силу запрет баллотироваться на выборах разного уровня "разжигателям социальной, национальной или религиозной розни". 9 марта депутаты Госдумы приняли инициативу, по которой экстремисты не могут заседать в парламенте. А в четверг в Мосгорсуде начинается рассмотрение дела о признании экстремистской ликвидированной полтора года назад Национал-большевистской партии, с которой так или иначе сотрудничали многие из тех, кто поставит подпись под хартией.
14 апреля в Москве собираются провести "Марш несогласных"
Замгендиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский объяснил активизацию процесса подписания назначенным на 14 апреля в Москве "Маршем несогласных". По нему и будет видно, насколько эффективным оказался "предвыборный пакт" Кремля.
В минувшую среду лидер Народно-демократического союза НДС Михаил Касьянов выразил надежду, что московские власти дадут согласие на проведение оппозиционного "Марша несогласных" в столице. Он подтвердил, что шествие в Москве запланировано на 14 апреля, и оно состоится, "поскольку это наше законное право на мирную демонстрацию". "Мы уведомим власти Москвы, чтобы они обеспечили безопасность этого гражданского мероприятия", - сказал Касьянов, выразив при этом готовность со стороны организаторов согласовать с властями время и место проведения акции. "Если власти покажется, что предложенный маршрут или время проведения как-то нужно изменить, наши организаторы будут проводить согласования по уточнению места проведения, как того обязывает закон", - добавил Касьянов.
По словам Касьянова, проведение маршей - один из способов привлечения внимания власти и граждан. "Я не являюсь уличным политиком. Мне не свойственно участвовать в такой работе. Но ситуация в стране такова, что в отсутствие большинства свободных средств массовой информации, по крайней мере, федерального масштаба и доступа к телевидению мы используем разные способы общения с гражданами для того, чтобы они смогли использовать свое право на альтернативную точку зрения", - пояснил экс-премьер. Среди таких способов он назвал посещение регионов, телемосты, проведение мирных митингов и демонстраций, право на которое предусмотрено законом и Конституцией. "Считаю, что умеренный радикализм допустим, хотя это не свойственно мне и моим сторонникам", - отметил Касьянов.