Проживающие в Лондоне беглый олигарх Борис Березовский и чеченский министр Ахмед Закаев отвечали в пятницу на вопросы путинского следователя из прокуратуры России в присутствии представителей Скотланд-Ярда в течение почти четырех часов.
«Встреча началась в 11 часов и закончилась в районе трех часов дня», - сказал Березовский российским журналистам. Он подтвердил, что вопросы российского следователя касались «дела Литвиненко».
«Когда я приехал в полицейский участок Скотланд-Ярда, сотрудники полиции мне сообщили, что действительно сотрудник генпрокуратуры был обыскан на предмет наличия у него ядов и оружия», - отметил Березовский, который выдвигал эти требования в качестве условия встречи.
Говоря о вопросах, которые задавал ему и Закаеву во время встречи российский следователь Александр Отводов, Березовский отметил:
«Такое впечатление, что приехал налоговый инспектор или представитель крупного российского банка, который хотел узнать, где мои счета, где счета моей семьи, какое состояние было у Саши Литвиненко, сколько денег у него на счете, какой у него счет, кому достанется то, что у него было».
По словам бизнесмена, только после его недоумения по поводу данных вопросов, следователь стал задавать более тесто связанные со смертью Литвиненко вопросы.
Ахмед Закаев, как ранее и Березовский, заявил, что «не хотел давать возможность российским властям каким-то образом блокировать работу Скотланд-Ярда, который проводит абсолютно объективное расследование и пытается дойти до истины; я хочу, чтобы причастные и виновные в гибели моего друга были найдены».
Отвечая на вопрос о том, затрагивались ли в ходе беседы вопросы, связанные с делом об экстрадиции самого Закаева, он указал, что заранее были оговорены рамки беседы, в ходе которой рассматривались только вопросы по расследованию убийства Александра Литвиненко:
«Никаких даже попыток или намеков на те вопросы, о которых вы упоминаете, не было. Я сам заявил о том, что готов к сотрудничеству по всем вопросам», - заключил Закаев, комментируя возможность новых встреч с представителями российских властей по «делу Литвиненко».
В ходе допроса Борис Березовский обвинил в убийстве Александра Литвиненко российского президента Владимира Путина и чекиста Андрея Лугового, а допрашивающего его следователя назвал соучастником преступления.
Как заявил Березовский, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», «у меня есть аргументы, почему Путин заказал это преступление, почему Луговой был исполнителем; это факты, а не рассуждения на тему».
«Я привел эти аргументы следователю Генпрокуратуры и сказал, что считаю его тоже соучастником преступления и привел тоже аргументы», - заявил Березовский.
«Допрос велся в течение 4 часов, из них три с половиной часа мы говорили о моем бизнесе и бизнесе моих знакомых и партнеров», отметил он. - Я это квалифицирую как попытку скрыть настоящих преступников - Путина и Лугового и всех тех, кто участвовал в этом преступлении».
«Я передал ему (следователю) переписку с военной прокуратурой России в 1998 году и переписку Литвиненко, когда он получил команду убить меня. Эти документы приобщены к делу расследования убийства Литвиненко», - сообщил экс-олигарх.
Березовский отметил, что расценивает допрос как фарс, потому что вопросы по существу были заданы только напоследок:
«Меня спрашивали, какие счета есть у Литвиненко, каким бизнесом и с кем он занимался и самое главное - кому в наследство все это осталось».
Березовский сообщил, что оригинал пленки, на которую записывался допрос, находится в Скотленд-Ярде, а копия у него:
«Я записал допрос, чтобы средства массовой информации в России не смогли искажать информацию о допросе», - пояснил экс-олигарх.
«Моя позиция: я встречаюсь со следователями только потому, что хочу помочь в расследовании Скотленд-Ярду. Я не верю в параллельное расследование российской генпрокуратуры, потому что оно мотивировано такими соображениями, чтобы спрятать настоящих преступников, отвести след от реальных преступников», - сказал Березовский.
КЦ