Речь не о французском караване…

В прессе заговорили после 23 февраля 2007года о караване ассоциации «Marcho Doryila». В этот день разгорелся спор вокруг двух мнений, которые высказали философ Андре Глюксман и режиссер фильма «Ичкери Кенти» - Флорен Марси. Первый одобрил стремление каравана французских артистов направиться в Чечению с концертами, назвав это мероприятие вкладом в борьбу против терроризма. Что под этим подразумевалось?! Возможно, уважаемый философ разъяснит нам это в будущем. Второй участник радиопередачи высказался против каравана. Флорен Марси усмотрел во французском караване поддержку российского оккупационного режима и провел аналогию поддержки странами Запада фашистского режима в Германии в 1936 году.

Несколько чеченских сайтов опубликовали мнения многих людей по поводу этого вопроса, одни из них открыто высказывали свои сомнения в полезности этого мероприятия, другие из них призывали отложить сроки отправления каравана в Чечению. Были и некоторые перегибы в критике. В двух или трех заметках неизвестные люди под псевдонимами выпустили острые стрелы не по существу дела, а в адрес «организатора» каравана - Милен Солуа. Думаю, что нельзя одобрять подобную критику не совсем по адресу, но попытаться увидеть за этим отчаяние людей, потерявших веру в справедливость можно.

Подписанты «открытого письма» утверждают, что они обеспокоены нападками в адрес «организатора» каравана, но чтобы они не говорили, речь в их письме, все - же, идет о другом вопросе. Руководство каравана лишь на гребне волны, не затрагивая глубины темы. Тема гораздо шире. Разночтения по чеченскому вопросу между философом А. Глюксманом и молодым режиссером фильма «Ичкери Кенти» Флореном Марси обнажили еще раз проблему, о которой стараются не говорить в Кремле и на Западе. И мы об этом поговорим ниже.

Удивительно то, что критика в адрес Милен Солуа стала для настоящих организаторов каравана поводом для того, чтобы они позволили себе и своим сторонникам (не исключено, что среди них есть люди и не посвященные в суть дела), выступить с резким «открытым письмом». В порыве эмоций авторы письма изложили свою позицию, и поведали нам о действительной цели тех, кто направляет караван ассоциации «Маршо догийла» в Чечению. Среди подписантов есть бывшие и настоящие функционеры от ЧР-Ичкерия. Авторы стараются в своем письме убедить нас в том, что речь идет лишь об осуждении ими неких «лживых и хамских атак» и «пустых оскорблений и клевете», появившиеся на ряде веб-сайтов.

Но из этой части обвинения они почему-то «забыли» вывести за скобки имена порядочных людей, известных на Западе, которые открыто и честно высказались по существу вопроса, и по отношению которых никак не применимы эмоциональные эпитеты подписантов «открытого письма». Несколько необычно видеть, что среди подписантов есть известные журналисты и политики, которым слог этого письма, кажется, не присущ.

Из «открытого письма» невооруженным глазом видно, о чем идет речь. Подписанты утверждают, что их «объединяет совместное противостояние войне в Чечне»! И здесь возникает к ним вопрос: - Что вы имеете в виду, применяя выражение «война в Чечне»? Знаете ли вы, что через это выражение Кремль стремиться уйти от ответственности за совершенное им преступление против человечности, в данном случае против чеченского народа? Этот термин означает, что в Чечении идет гражданская война. И тогда получается, что Москва тут не ответственна? Якобы, во всем виноваты сами чеченцы. Согласны ли с этим, навязываемым Москвой, мнением наши подписанты? Если они хотели сказать о русско - чеченской войне, то почему слова « русско - чеченская» опущены?

В письме есть продолжение той же мысли авторов письма: «Культурный проект независимых артистов, которые неоднократно выражали с самого начала вооруженного конфликта в Чечне свою активную солидарность с ее населением и чеченской культурой». Известно, что не существует «вооруженного конфликта в Чечне», это выражение взято из официальной российской пропаганды, которая стремится изобразить русско-чеченскую войну как внутренний конфликт - «чеченизацию». И эта пропаганда является значительной составной частью военной агрессии, проводимой против чеченского народа и его государства с 1994 года со стороны Кремля. Основная ее цель - колонизация Чечении. Авторы «открытого письма» в этом вопросе почему - то вторят Кремлю. Почему? Они не сказали, даже, что это «русско - чеченский конфликт», что было бы понятнее.

На официальном уровне ЧР-Ичкерия, вооруженное противостояние с РФ-Россией, квалифицируется как русско-чеченская война и агрессия. И эта формулировка соответствует действующему международному праву. Было бы правильно, если бы европейцы пользовались соответствующими терминами из международного права. Неужели, среди подписантов «открытого письма» никто ничего не понимает из того, что они сами пишут? А если понимают и пишут, то они поддерживают Кремль в русско-чеченских отношениях, который стремиться обвинить во всем происшедшем чеченский народ. Думают ли все авторы «открытого письма» таким же образом?

Чеченские беженцы из Польши сделали правильное замечание, исправив название ассоциации«Маршо догийла» на «Марша дог1ийла». И это исправление важно потому, что в переводе на русский язык, именно, второе слово означает - «Приходите свободными». А словосочетание « Marcho Doryila» по французски звучит как «Маршо Догийла» и режет слух потому, что очень близко звучит к «Марчо Дог1ийла», что означает « Покров из белой ткани для мертвеца (другими словами - Саван) приходи». Потому и в другой критической статье написано: - Французское бюро похоронных услуг «Марчо догийла», справит панихиду по чеченской свободе, указывая о значении звучащего слова на чеченском языке.

Интересно, с какими чеченцами, и с какой чеченской диаспорой люди из проекта «Кавказский Вавилон» сотрудничали, если позволяют себе делать такие «ошибки» при написании чеченских слов, которые созвучны с оскорблениями в адрес чеченцев? Несколько чеченцев, которые подписали это «открытое письмо», видно, сами не читали проект «Кавказский Вавилон», хотя пытаются в этом уличить других. Их политический уровень и позиция по чеченскому вопросу ясны, они говорят сами за себя.

Наряду с этим будет справедливо, если сказать и о вреде позиции некоторых лиц от чеченской власти, представляющих наше государство за рубежом. В таких публичных спорах, наполненных символическим смыслом, когда нужно отстаивать единым фронтом чеченскую государственность на Западе, они молчат. Создается мнение о том, что есть и иная позиция в вопросе о чеченской государственности. Так было, когда организовывался «Марш протест» в Страсбург, так было и тогда, когда отмечалось протестами по всей Европе 10 - летие со дня гибели первого Президента ЧР-Ичкерия Д.Дудаева в 2006 году. Так происходит и сегодня. Думаю, эти люди должны выполнять свои служебные обязанности для защиты интересов чеченского народа, помня, что в этом есть и нравственная ответственность каждого из нас.

Вернемся к «открытому письму» и читаем далее: «Кавказский Вавилон (имеется в виду караван «Маршо Догийла») не финансируется ни русским, ни чеченским, ни французским правительствами. Однако, мы легко можем заглянуть в сайт «Кавказского Вавилона», хотя после критики хозяева сайта спешно убрали эти строки, и на странице 35 читаем то, что подвергает сомнению выше сказанное о непричастности правительств к финансированию «Кавказского Вавилона»: «Marcho Doryila была создана административно для того, чтобы управлять субсидиями для культурных целей с Чечней и Кавказом. Она субсидируется Министерством Образования, Министерством Иностранных Дел, с которым они сотрудничают, городом Парижом, Министерством культуры, Секур Католик... и так далее. Как можно объяснить все эти противоречия от лица одних и тех же людей?

Идем далее по письму: «И даже если некоторые из нас опасаются возможности его (каравана) использования в политических целях руководством Чеченской республики, мы понимаем желание организаторов этого культурного посольства...». О каком руководстве идет речь? Понятно, что речь о марионетках, и авторы «открытого письма» говорят о признании ими марионеточного руководства! Не понятно только почему они думают, что им при всем этом должны верить, когда они утверждают, что «ни в коем случае невозможно сомневаться в искренности солидарности всех участников каравана по отношению к чеченскому народу». За всех сказать трудно, но вопросы к организаторам каравана есть, как и к подписантам «открытого письма.

Не вызывает сомнения, что развернувшийся спор противников каравана « Маршо Догийла», и сторонников этого мероприятия лежит в иной плоскости. Речь идет, прежде всего, о чеченской государственности, восстановленной по праву в соответствии с международным правом в 1991 году. Понимая это, тысячи чеченских беженцев по всему миру выступили против каравана ассоциации «Маршо Догийла». Можно сказать, что речь идет не о французском караване, речь идет о праве чеченского народа жить в самостоятельном государстве, и речь идет о праве чеченских беженцев сегодня беспрепятственно получать временную возможность защиты себя и своих семей за пределами оккупированной территории Чечении и РФ-России.

Ахъяд Идигов

Глава комитета внешних связей Парламента ЧР-Ичкерия.

Кавказ Монитор

© Kavkazcenter.com 2020