Главный польский переговорщик по вопросу о запланированных базах американской системы ПРО в Европе заявил во вторник, что своей оппозицией этим планам Россия продемонстрировала "психологическую проблему", и указал, что Варшава попросит президента США Джорджа Буша дать разъяснения о том, насколько серьезно следует относиться к угрозам Москвы.
Польша обдумывает, разрешить ли США разместить 10 оборонных ракет-перехватчиков на базе в северной Польше, которые смогут уничтожать возможные ракеты из Ирана. Еще одной частью системы должен стать радар в соседней Чешской республике.
Россия озвучила жесткую оппозицию возможному размещению элементов ПРО в бывших коммунистических восточноевропейских странах, а один из генералов предупредил о том, что по объектам могут быть нанесены удары.
Россияне "абсолютно точно знают, что 10 ракет, которые не оснащены никакими боеголовками, не могут нанести урона российской военной мощи", заявил в интервью агентству Associated Press Витольд Ващиковский, замминистра иностранных дел и главный польский переговорщик.
"С технической точки зрения, мы не можем убедить их. Они игнорируют, пренебрегают нашими аргументами и говорят, что никакие военные инсталляции на территории Польши, Чешской республики - то есть на территории новых стран-членов НАТО - для них неприемлемы".
"Это означает, что у них есть психологическая проблема, своего рода психическая проблема", которая мешает им принять, что эти две страны "уже суверенны - и больше не являются частью зоны советского или российского господства".
Ващиковский заявил, что, когда Буш приедет с визитом в Польшу 8 июня, он должен провести для поляков "политинформацию" о том, насколько серьезно воспринимать эту угрозу, и рассказать, что США могут сделать, чтобы защитить Польшу от какого бы то ни было российского возмездия.
По его словам, Варшава опасается, что русские отреагируют наращиванием своих сил и размещением вооружений у польской границы - либо в Калининграде, своем анклаве, который граничит с Польшей, либо в Белоруссии, которая является верным союзником России.
"Если мы сталкиваемся с такой риторикой из уст России, то следует ли нам поговорить о дополнительной защите базы?" - задумывается он.
"Должны ли мы обсудить какие-то дополнительные меры, такие как усиление планирования НАТО или некие американские декларации? Что будет, если случится беда? Мы хотели бы услышать от президента Буша, каковы ответы на такое изменение отношения со стороны России".
В феврале высокопоставленный российский офицер, генерал Николай Соловцов заявил, что, если польское и чешское правительства продолжат реализацию плана размещения элементов ПРО, ракетные войска стратегического назначения могут нанести удар по этим объектам - в соответствии с приказом.
На прошлой неделе в Варшаве Ващиковский провел переговоры с Джоном Рудом, помощником госсекретаря США по вопросам международной безопасности и нераспространения.
Ни один из участников переговоров не обнародовал деталей встречи, однако оба указали, что переговоры прошли хорошо и следующий раунд состоится в Вашингтоне в конце июня. Ващиковский заявил, что договор может быть заключен ранней осенью.
Однако одной из обсуждавшихся тем была польская обеспокоенность позицией России.
"Нам интересно - и мы напрямую спросили американцев во время этой дискуссии - как они оценивают ситуацию, думают ли они, что это только слова для внутриполитического использования в России или это такие слова, которые мы должны принять в расчет и представить некие ответы", - заявил Ващиковский.
"Никто не знает... как понимать путинскую речь... как понимать всю атмосферу, создавшуюся в России", - сказал он.
Еще один вопрос, занявший важное место на переговорах, - то, что "ощущение разочарования" в отношении США выросло после начала войны в Ираке, заявил Ващиковский.
"В Польше есть ощущение, что, хотя мы потратили на Ирак 4 года, американцы считают нас своего рода младшим партнером", - отметил он.
Новое тому подтверждение было получено во время международной конференции по Ираку в начале мая в Шарм-эш-Шейхе в Египте, на которую не пригласили ни одного польского представителя.
Несмотря на то что Польша отправила свои наземные войска на войну в Ирак в 2003 году и там до сих пор находятся 900 польских солдат, она не попала в списки приглашенных. Зато Италия, которая уже вывела свои войска, а также Германия и Франция, выступавшие против войны, присутствовали на конференции. Так же как Сирия и Иран.
"Многие политики задались вопросом, о каком доверии может идти речь, если они относятся к нам таким образом", - подчеркнул Ващиковский.
Herald Tribune
ИноПресса