Россия и Китай давно уже не составляют единого социалистического лагеря, однако положение в этих авторитарных националистических странах в последние годы стало весьма сходным. Их объединяют стойкое нежелание принимать либеральную демократию западного образца и стремление к "стабильности" в кругах элиты, полагает обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман.
Во времена холодной войны казалось вполне естественным валить Россию и Китай в одну кучу, однако и теперь эти две страны вновь занимают сходные идеологические позиции, указывает он. Россия, и Китай разными путями пришли к весьма похожим политическим доктринам. Внутренняя политика строится в авторитарном стиле в сочетании с быстрым экономическим ростом и национализмом.
Оба государства считают, что их растущая экономическая мощь - подспорье для восстановления своих позиций на международной арене после пережитых унижений. Оба проповедуют доктрину безраздельного уважения к национальному суверенитету. Угрожают ли новая Россия и новый Китай интересам Запада?
Пока давать определенные ответы на эти вопросы слишком рано, резюмирует обозреватель. Китай и Россия вновь бросают Западу идеологический вызов. Но, возможно, авторитарный национализм, опирающийся на крупные валютные резервы, будет лишь переходным этапом на долгом пути к либеральной демократии.
Вероятен и другой вариант: этот национализм окажется куда долговечнее и жестче. Не зря заставкой на компьютере Дмитрия Пескова, официального представителя российского президента, служат цитаты из романа Джорджа Оруэлла "1984": "Большой Брат следит за тобой", "Война - это мир", "Свобода - это рабство", "Незнание - сила".
КЦ