В России в течение месяца должен быть подготовлен т.н. «национальный план» борьбы с коррупцией. Такое поручение дал президент Дмитрий Медведев по итогам антикоррупционного совещания в кремле. Будут созданы совет по борьбе с коррупцией во главе с президентом РФ и Межведомственная рабочая группа, которую возглавит руководитель президентской администрации.
Сам Медведев на совещании был резок и говорил совершенно правильные слова: «Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».
В самих этих словах содержится прямое признание того факта, что коррупция в России сегодня является именно системой функционирования государственной машины и - шире - взаимодействия общества и субъектов экономики с государством. А вовсе не исключением из правил или отклонением от нормы.
При этом никаких оснований полагать, что в борьбе со злом, которое, по словам того же президента Медведева, является «угрозой государственной безопасности» и «разлагает деловую среду», произойдут реальные подвижки, пока нет. К примеру, глава государства продекларировал «прозрачность проведения государственных процедур, связанных с подрядами, тендерами, административными регламентами». Но только в начале мая компания «Газпром», где Медведев долгие годы был членом совета директоров, получила без конкурса 9 месторождений, а месяцем раньше - гигантское Чаяндинское, которое сам газовый монополист едва ли начнет разрабатывать в ближайшие 10 лет.
Пока Дмитрий Медведев ни в чем, включая недавние кадровые назначения, такой воли не проявлял. С другой стороны, показательно, что на антикоррупционном совещании у президента не присутствовал премьер-министр - немыслимая ситуация ни для ельцинской, ни для путинской президентских эпох.
Хотя на заре президентства Путина тоже существовал совет по борьбе с коррупцией, возглавлявшийся премьером Михаилом Касьяновым.
Ну и, наконец, еще одним ударом по системе Путина в борьбе с коррупцией, несомненно, должно стать радикальное уменьшение участия государства в бизнесе. Если у Дмитрия Медведева на все это хватит решительности и разума, если у него появится команда, способная воплотить в жизнь антикоррупционный план (пока в этой команде в основном люди, способствовавшие или не препятствовавшие воплощению коррупционного плана прежней эпохи), мы действительно можем получить новую страну. И тогда пиаром окажутся не разговоры о борьбе с коррупцией, а заявления о преемственности курса.
КЦ