Этот небольшой рассказ составлен мною со слов человека, воевавшего в Чеченской Республике. Не похоже ли изложенное в нем на российские мирные реалии?
Intro
В 2001 г. мы стояли недалеко от Грозного, в селении Старые Атаги. Село довольно большое - кроме того, мы практически не знали ни названий улиц, ни их расположения - поэтому, когда группа, находящаяся в другом доме, звала нас на подмогу, мы долго плутали в поисках цели, оглядываясь по сторонам и повторяя про себя - "Только бы не убили, только бы не убили"..Днем на улицах пусто, все сидят по домам в ожидании "зачищающих", спросить не у кого...А тут еще какой-то идиот - впоследствии так и не выяснили, с чьей стороны - пальнул в высоковольтную вышку, единственную на все село - после чего вырубилось электричество, исчез свет. Вообще-то, произвести наладку - дело одного дня, но никому было не нужно. Справляетесь без света- вот и отлично, значит не ст0ит тратить ресурсы на восстановление. Так и работали.
На зачистках приходилось бывать не раз. Вот так это обычно происходит - БТР подъезжает к воротам дома, хозяевам которого "не повезло" принимать незванных гостей, выходит группа человек в 10 - среди них чеченская милиция, наши из МВД, военные и несколько ФСБшников. Военные обходят участок с двух сторон, проверяя - нет ли схронов, а мы сразу заходим в дом. Дома у чеченцев богатые, с нищей русской глубинкой не сравнить - из красного кирпича, заборы высотой с человеческий рост, кое-где понатыканы спутниковые тарелки...
Отношение к нам, конечно, различалось. Иногда приглашали попить чай с хозяевами, а иногда и вовсе не разговаривали - причем это отношение коррелировало с тем, насколько богатый дом приходилось "зачищать". Чем богаче хозяева, тем с большим презрением они к нам относились. А бывали и совсем курьезные случаи - так, одна женщина (не помню уже сейчас национальность, но едва ли чеченка:)), буквально бросилась мне на шею - "Боже, как хорошо, что вы пришли!"
Если самих хозяев не оказывалось дома, только родственники или знакомые, присматривающие за домом в их отсутствие, то открывалась настоящая "свобода для маневров" - а именно утаскивалось и разворовывалось все, что плохо лежало. Воровали в основном военные, нам - милиции - ничего не перепадало вообще, да и не привыкли мы беспардонно хапать чужое добро - все-таки на гражданке с этим строго было. Понабрав "трофеев", доблестные и вечно обделенные служители родины тащили их в БТР и пихали туда - порой "зачищенного" было так много, что сами солдаты уже не могли поместиться внутри и ехали на броне. Конечно же, никакой "дележки" после не было - военные забирали все себе, и лишь одному Аллаhу известно, куда они потом девали добытое столь "законным" способом добро.
Это размежевание сохранялось перманентно - так, обедали тоже все по отдельности - ФСБшники в своем углу, милиция - в своем, военные- тоже отдельно; ну и чеченская милиция (местными называемая не иначе как "марионетки"), помогавшая в зачистках, также старательно дистанцировалась.
Изымалось при зачистках, как уже было сказано, все, что плохо лежит, однако непосредственно в "штаб" (так громко именовалось наше 2-х этажное здание с двумя подъездами, окна которого чьей-то хозяйственной рукой были заткнуты одеялом изнутри) только однажды поступил монитор да системный блок старого, еще х86 ПК, без жесткого диска. Все остальное оперативно исчезало в неизвестном направлении.
А дань мы возьмем конями. Железными.
Отдельная история была с машинами. Придя как-то в один из домов с. Старые Атаги, мы увидели во дворе практически новую девятку, на которую не нашлось документов. Хозяин, как оказалось, уехал ненадолго в Грозный - купить, по словам родственников, "какую-то маленькую детальку для автомобиля". Знал бы он, что ждало его железного коня впереди - точно никуда бы не поехал.
Военные сначала зачем-то вынули и разбили аккумулятор, прокололи колеса и...решили везти машину к штабу. Подогнали БТР, попытались прицепить к нему (хотя ни троса, ничего не было). Кое-как у них это получилось - но, протащив некогда новую машину по всему селу, варвары окончательно ее раздолбали. Сначала от несчастной жертвы отечественного автопрома отвалился бампер, пришлось переворачивать и цеплять заново...Ествественно, что до штаба доехало "корыто".
В другой раз каким-то ветром принесло большую шишку из ФСБ, товарища с нехилыми амбициями и серьезными деловыми запросами. Он ходил по дворам, присматривая себе и друзьям транспортные средства, а потом просто сказал - "Мне, пожалуйста, вот эту машину, еще эту, и отсюда тоже можно взять..Так, в том дворе видел неплохую - везите сюда. Документы, говорите, на них есть? А меня не волнует - я сказал: "Везите!" - значит, везите. Выполнять!".
Бойцы невидимого фронта
Вообще ФСБшники - это самые настоящие псы войны, кровожадные и беспринципные. Если милиция в основном просто смотрела на происходящее с долей типично гражданского удивления, военные грабили и менялись (на носки, еду и прочее могли сменять патроны, гранаты, стоившие в то время буквально 25 р.), то ФСБшники просто убивали. Им было совершенно неважно, как, где и кого - а главное, они оставались безнаказанными во всех случаях. ФСБ - SS России, "элита оккупации", бойцы которой всегда выходят сухими из любой грязи и крови - до тех пор, пока жива Россия. Им всегда - даже после войны, когда Кадыров-младший со своей "волей чеченского народа" заставил пересмотреть оправдательный приговор тройке "Ульман-Аракчеев-Худяков" - удается остаться безнаказанными. На мой взгляд, при рассмотрении дел обвиняемых в совершении тяжких преступлений следует всегда обращать внимание, не служил ли тот или иной обвиняемый во время т.н. "контр-террористической операции" в ФСБ - именно этот факт в значительной мере должен способствовать признанию его как виновного.
Помню, как ФСБшники пытали человека, признанного "участником незаконных бандформирований". Отошли в угол, встали по периметру вшестером и принялись жестоко избивать. Побьют несколько минут - поговорят, опять побьют. Бросив взгляд на то место, где проводился этот допрос-пытка, я увидел, что "боевик" роет землю. Участь его была отныне ясна - к сожалению, для ФСБшников такого рода приказы - это не психологический прием допроса, а всего-лишь понятное желание не выполнять лишнюю работу. Война - не фильм "Бригада", ТУТ ВСЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ, и рытье могил - тоже.
Outro
Конечно, ежедневное созерцание такой правды жизни не могло не сказаться на психическом здоровье бойцов, что проявилось незамедлительно. Вечером в штабе один из сослуживцев, выдернув из гранаты чеку, бросил ее прямо на пол - к счастью, все успели вовремя ретироваться и только поэтому никто не пострадал. Не разобравшись, пьяная солдатня схватила сначала одного, по их мнению, "виновника", избила его, но потом кто-то догадался, что гранату бросали из другого угла и соответственно, избитый бедолага тут не причем. Когда поймали настоящего виновника, на полном серьезе собрались вывести его во двор и расстрелять - если бы не командир, сохранивший хоть какую-то выдержку и здравый смысл, не воспрепятствовал, приговор исполнили бы незамедлительно. Зато уже наутро весь отряд собирал деньги для тронувшегося умом, чтобы его комиссовать - ибо в бюджете денег на то не предусмотрено.
-------------------------------
С каждым из вышеперечисленных пунктов можно провести совершенно однозначные, наблюдаемые нами теперь и в мирной жизни параллели.
Во-первых, расхлябанность, халатность и наплевательство как определяли, так и продолжают определять российскую действительность. Полагаю, каждый из живущих в России неоднократно сталкивался с неработающим или практически бездействующим транспортом, доживающей последние дни сферой ЖКХ, умирающим сельским хозяйством... Разумеется, на это предусмотрены стандартные ответы наподобие - "Нет финансирования", "Можете же так жить - вот и живите", "Радуйтесь тому, что есть". Но ведь рано или поздно все равно наступает коллапс, катастрофа - не поэтому ли "штаб", описанный в рассказе очевидца, в итоге обстреляли из минометов, и никто так и не понял, откуда шел огонь. А стоявшая по соседству часть, наотрез отказавшаяся помочь подкреплением (еще один пример разобщения ведомств), предложила в этой ситуации...посветить ракетами, "раз у вас света нет". Собственно, что и требовалось доказать.
Во-вторых, все больше жителей РФ получили возможность ощутить "радость" зачисток на себе - постоянные обыски с изъятием, особенно дорогостоящей компьютерной техники, теперь стали непременным атрибутом, отличащим несогласного с политикой властей от лояльного обывателя. Надо ли говорить, что эти вещи не возвращаются годами, даже если они не представляют абсолютно никакой ценности для следствия; а скоро - не исключено - будут и вовсе присваиваться государством как "орудие инакомыслия".
В-третьих, многим наверняка известна история с угоняемыми из Москвы дорогими машинами. Суть ее в том, что продать их потом на внутрироссийском рынке (например, в Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах) почти нереально, разбирать на запчасти - невыгодно, остается только...гнать эти автомобили по федеральной трассе Москва-Дон в южные республики - дескать, там искать не будут. Поистине, время разбрасывать камни- время собирать камни.
В-четвертых...а в-четвертых, отзываться плохо о прославленных служителях ЧеКа в государстве российском теперь себе дороже, ибо весьма опасно - а их методы, разумеется, изменились не особо, будучи заимствованными еще от товарища Дзержинского и единоплеменных ему красных комиссаров, утопивших страну в крови мирных граждан. Теперь, несмотря на их мнимые усилия, значительное количество дел -например, тот же пресловутый "Невский экспресс" - остаются нераскрытыми, но зато чекисты продолжают получать ордена, прибавки, повышения...Хотя конечно, государство в данном случае можно понять - если пса плохо кормить, он вообще перестанет служить.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать очевидное. Да, Россия сошла с ума, но у нее, в отличие от комиссованного солдата из рассказа очевидца, нет обратной дороги. Граната уже брошена - осталось только дождаться, когда она разорвется.
Источник: Nibaal