Глава внешнеполитического ведомства ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) вновь подверг резкой критике заявление российского президента Дмитрия Медведева, который не исключил возможности размещения в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер". Немецкий министр считает "не очень умным" такой ответ Москвы на решение США разместить в Европе элементы своей системы противоракетной обороны (ПРО).
Глава внешнеполитической комиссии бундестага Рупрехт Поленц (Ruprecht Polenz) расценил заявление Дмитрия Медведева как провокацию. По его мнению, лучше бы Медведев обсудил с Бараком Обамой возможность создания общей системы ПРО в Европе.
За комментариями по поводу новых планов Москвы Deutsche Welle обратилась к независимому военному эксперту из Москвы Павлу Фельгенгауэру.
Deutsche Welle: Как стоит оценивать заявление Дмитрия Медведева о возможном размещении в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер"?
Павел Фельгенгауэр: С военной точки зрения, все, что сказано Медведевым, - это бессмыслица и бахвальство. Его заявление следует рассматривать как политическое. Это прямая угроза Европе. Но это и калька политики, которая проводилась советским руководством в 80-е годы. По-видимому, политическая цель состоит в том, чтобы напугать европейцев и рассорить их с американцами.
С одной стороны, Россия Европе угрожает, а с другой - тут же предлагает выгодное сотрудничество, вот, мол, газом будем дальше торговать и так далее. Так что все это политика, военного смысла в этой затее нет никакого.
- А что об этих ракетных комплексах "Искандер" известно?
- Есть несколько ракет, их использовали, насколько можно судить, в Грузии. Но их точность оставляет желать лучшего. Была идея добиться более точного наведения - до метра - с помощью спутниковой навигации. Но пока из этого ничего не вышло, во всяком случае, с ракетой с радиусом действия 280 километров, которая не подходит даже под определение ракеты малой дальности.
Но одновременно с баллистическими ракетами для комплекса "Искандер" разработана крылатая ракета Р-500. И добиться высокоточного попадания этой ракеты проще, чем в случае с баллистическими ракетами. Вообще непонятно, что Москва в итоге собирается в Калининграде размещать. Потому что комплекс "Искандер" один, но на нем могут быть как крылатые ракеты наземного базирования, так и баллистические.
Радиус действия крылатой ракеты может достигать двух тысяч километров. И если в Калининграде будут размещены именно такие ракеты, то они будут "покрывать" всю Германию, Австрию и так далее. Надо отметить, что подобные ракеты разрабатывались в СССР и США еще в 70-е годы.
- Но появление в Калининградской области крылатых ракет, радиус действия которых достигает двух тысяч километров, станет нарушением Договора по ракетам средней и малой дальности. Значит, России нужно выйти из этого Договора?
- Да, тогда придется выйти из этого Договора. Другое дело, что смысла военного в этом нет, поскольку такие же ракеты - и даже большего радиуса действия, до трех тысяч километров - у России имеются. И это ракеты воздушного базирования, более перспективные, с военной точки зрения.
- А будут ли США воспринимать ракетные комплексы в Калининградской области как угрозу?
- Эти ракеты Соединенным Штатам ничем не угрожают. Потому что до Америки они долететь не могут. Если их разместят в Калининграде, то направлены они будут исключительно против европейцев. Цель - психологическое давление и политический шантаж. Дескать, нам нужен многополярный мир, не дружите с американцами, а то мы на вас ракеты направим.
- Из Кремля уже давно раздавались заявления о том, что готовится ассиметричный ответ на решение США разместить в Европе элементы собственной системы ПРО. Ракетные комплексы в Калининградской области - это и есть тот самый ассиметричный ответ?
- Поскольку американская система ПРО в Европе ничем и никак России не угрожает, то любой ответ на нее будет по определению ассиметричным. Проблема в том, что российские военные всерьез полагают, что заявления США - это обман; что на самом деле реальная цель заключается в том, чтобы разместить в Европе не противоракеты, а ядерные ракеты первого удара. И что эти ракеты будут направлены на Москву и смогут за несколько минут поразить Кремль, и наше начальство не успеет убежать.
- Но ведь американцы, судя по всему, предлагают российской стороне инспектировать свои будущие объекты в Польше и Чехии?
- Военные говорят, что американцы нас обманут. Проблема в том, что российские генералы не только так говорят, но и в Кремль об этом на полном серьезе докладывают. А когда США заявляют в ответ на соответствующие запросы, что никаких ядерных зарядов они для этих ракет не разрабатывают, военные начинают подозревать американцев во лжи.
- Стоит отметить, что Медведев - не первый российский политик, заявляющий о возможности размещения ракетных комплексов в Калининградской области. Еще в прошлом году с аналогичным предложением выступал вице-премьер Сергей Иванов. Не является ли это свидетельством того, что на самом деле проект не может быть реализован?
- Ну, если о таком проекте говорили и раньше, то почему нужно делать вывод о том, что этот сценарий не может быть реализован? Может. Другое дело, что с "Искандером" есть проблемы. Его уже пытались принимать на вооружение раз пять, и все равно никак не примут. Там вся соль состояла в высокоточном попадании, а его обеспечить пока не удается. В случае с Гори промазали по танковой базе и попали по жилому кварталу.
- Но ведь Россия сейчас сокращает свои вооруженные силы, а теперь еще и финансовый кризис начался. Хватит ли у Москвы денег на развертывание в Калининградской области своих ракетных комплексов?
- Сокращение вооруженных сил - это не сокращение расходов. Расходы будут увеличиваться. По сути, это не сокращение, а модернизация армия. Пока в России считают, что деньги на оборону в стране есть.
- Дмитрий Медведев заявил также о намерении России осуществлять радиоэлектронное подавление элементов американской ПРО с территории Калининградской области. А такие системы у России вообще есть?
- Есть, конечно. В принципе, такие системы разрабатывались еще в годы "холодной войны" - для подавления возможностей противника, в том числе и для подавления ракетных радаров. Другое дело, могут ли такие системы подавить работу радара или нет - это выясняется, как правило, уже в ходе боевых действий. Вот в случае войны с Грузией Россия подавить грузинские радары не смогла, и в итоге потеряла много самолетов.
Немецкая волна