На начавшемся процессе об убийстве Анны Политковской адвокаты обвиняемых предложили допросить Кадырова, а потерпевшие потребовали 10 млн рублей компенсации.
В ожидании заседания (судебное слушание откладывалось из-за несвоевременной доставки обвиняемых в суд) у входа в здание суда столпились журналисты, фотографы и телеоператоры российских и зарубежных СМИ - не меньше ста человек.
«Сейчас сюда приедет уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, и мы будем ходатайствовать, чтобы суд был открытым. Этот процесс должен быть гласным», - вместо приветствия заявил коллегам главный редактор «Новой газеты», где работала Политковская, Дмитрий Муратов. На том же настаивали и представители обвиняемых.
«Мы хотим, чтобы весь мир увидел, с каким позором обвинение вышло в суд! - восклицал, поднимаясь по ступенькам в здание суда, адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев. - Это дело пустое, доказательств вины подсудимых в нем нет».
Вместе с коллегами Политковской по «Новой газете» приехал глава т.н. «фонда защиты гласности» Алексей Симонов. Вскоре в суд прибыл и долгожданный «уполномоченный по правам человека» Лукин.
«В связи с тем что в семи томах дела имеются материалы, содержащие государственную тайну, и на стадии предварительного следствия им был присвоен гриф «секретно», рассмотрение уголовного дела возможно только в закрытом режиме», - заявила ходатайство прокурор Вера Пашковская.
«Мы имеем на этот счет другое мнение, - парировала адвокат Москаленко. - Мы от имени потерпевших просим обеспечить рассмотрение дела в открытом заседании. Публичные слушания дают фактические, а не иллюзорные гарантии справедливого разбирательства. Это тем более справедливо в случае с делом об убийстве журналистки Анны Политковской».
Поддержал оппонентов и защитник Мусаев. «Прокурор сказала, что в семи томах содержатся секретные сведения. Так вот, речь идет всего о нескольких листах дела», - заявил адвокат. Подсудимые с ним согласились. «Из 49 томов дела ни одного секретного материала я не видел», - позволил себе ремарку Хаджикурбанов. «В ходатайстве стороны обвинения отказано», - резюмировал пятиминутные прения судья Евгений Зубов.
«Но, если кто-то из присяжных заявит о давлении на них, я закрываю процесс», - пригрозил участникам разбирательства председательствующий. Обрадованные решением в свою пользу, представители потерпевших решили сделать еще одно заявление - о неполноте следствия.
«Не установлены лица, заказавшие это убийство, осуществившие его финансирование, исполнитель не задержан и не допрошен», - констатировала Москаленко. (Непосредственный исполнитель убийства - по данным следствия, это Рустам Махмудов - установлен и объявлен в розыск, но не пойман.)
По словам адвоката, следователи поторопились заявить о раскрытии громкого дела, не проведя всех необходимых следственных действий. «Свидетели на допросах заявляли, что со слов самой Политковской им известно, что Рамзан Кадыров неоднократно угрожал ей», - заявила Москаленко. Юрист считает, что путинскую марионетку необходимо допросить, чего в ходе следствия сделано не было.
Адвокат также напомнила, что Политковскую убили 7 октября - в день рождения тогдашнего президента Путина и через два дня после дня рождения Кадырова. Чтобы проверить эти версии, юрист попросила приобщить к материалам дела паспорта Путина и Кадырова.
КЦ