В ходе осеннего призыва, который заканчивается через две недели, число желающих послужить по сравнению с весной упало. Чтобы заполнить ряды солдат, военкоматы нередко забирают в армию молодых людей, которым положена отсрочка по состоянию здоровья и даже тех, кто вовсе не годен к службе, указывают правозащитники.
Призыв пока не сопровождался скандальными облавами на уклонистов, пишут "Новые известия". А вот студентам военкоматы нередко создают трудности. "Не работает так называемая двойная отсрочка, когда человек, например, в 2006 году учился в техникуме, а через два года пошел в вуз, - говорит директор центра "Гражданин и армия" Сергей Кривенко. - Желая выполнить план по призыву, учащихся техникумов забирают в армию целыми курсами. И это незаконно".
В некоторых военкоматах, в частности в Дагестане, однако, образовалась невиданная для таких учреждений очередь из желающих отслужить. Дело в том, что срок службы могут увеличить, и уже весной он составит 2 года 8 месяцев. Поэтому молодые люди стремятся «отслужить» по старому сроку.
Но в Москве ситуация обратная. Многие молодые люди поверили в увеличение срока службы и устремились в военкоматы, но все равно в столице призывников катастрофически не хватает. Чтобы выполнить план, местные военкомы идут на различные ухищрения. Каждую неделю в московскую приемную Союза комитетов солдатских матерей приходят по 25-30 призывников, которые жалуются на незаконные действия военкоматов. Большинство претензий связано с отказом в отсрочке по болезни и с необоснованным призывом.
"На все наши заявления в комиссариаты о нарушениях прав призывников, страдающих серьезными заболеваниями и не годных по закону к воинской службе, мы получаем отписки, - указывает ответственный секретарь Союза КСМ России Валентина Мельникова. - Выходит, что в незаконном призыве виноваты сами призывники: проходя медкомиссию, якобы не предъявляли никаких жалоб. Все это неправда".
Ранее Мельникова сообщила, что уже составлен "черный список" столичных военкоматов, которые "теряют" или изымают из личных дел призывников документы о заболеваниях: Останкинский, Кунцевский, Перовский, Савеловский и другие военкоматы Москвы.
Отстоять свои законные права больному человеку крайне трудно, признают правозащитники. Например, Павел Ш. из Владимира рассказал, как у него попросту отказались принимать медицинские документы. "Никто не дает никакой информации, - обращает внимание призывник. - Результаты обследования сразу не сообщают. Сотрудники, сидящие в отделе призыва, - самодуры, разговаривать с которыми бесполезно в принципе. Военком же при виде заявлений от срочников краснеет и начинает закипать".
Михаила Е. из Москвы пытались призвать с 2005 года, хотя врачи официально признали, что забрать его в армию можно только в военное время: парень страдает серьезным неврологическим заболеванием. Но уже через год после обследования ему по непонятной причине снова пришла повестка, Михаила признали годным. В военкомат его вызвали 12 раз, неоднократно возили на Московский городской сборный пункт, откуда, разобравшись, возвращали домой. Наконец призывник подал в суд и выиграл дело. Военкомат обязали выдать ему воинский билет и присвоить категорию "ограниченно годен".
Судя по некоторым жалобам, больных призывников специально отправляют служить подальше от дома, в другие военные округа, чтобы их близким было сложнее отстоять права молодых людей.
Так, одного ростовского призывника с больным сердцем и нарушенным мозговым кровообращением отправили на Дальний Восток. "Я принесла на заседание военно-врачебной комиссии нашего Азовского райвоенкомата все медицинские документы, подтверждающие заболевания сына, но меня никто и слушать не стал", - рассказывает мать парня. Всю неделю, пока эшелон с призывниками шел в Хабаровский край, у юноши не прекращались головные боли и носовые кровотечения, прямо с поезда его забрали в медсанчасть.
"Мы больными обмениваемся - с Дальнего Востока присылают таких ребят нам, а мы отсылаем к ним", - в неофициальных разговорах признаются военные медики. "Когда-то давно это было, но, видно, с тех пор ничего не изменилось", - подтвердила сопредседатель Ростовского комитета солдатских матерей Светлана Ложкина. Если бы упомянутый юноша попал в собственный Северо-Кавказский округ, "мы бы добились, чтобы его внимательно обследовали и подлечили в окружном военном госпитале", указывает Ложкина. "А так матери самой придется обращаться в медслужбу Дальневосточного военного округа". Скорее всего, военные рассчитывают, что женщина просто не найдет денег на дорогу.
Увеличить призыв военкоматы берутся и за счет "альтернативщиков". "Почти 100% желающих пройти альтернативную службу в армии сталкиваются с угрозами от сотрудников военкоматов, их проверяют на "слабо" ("мужик ты или не мужик?"), и банальным отказом, - комментирует правозащитник Сергей Сорокин. - Многим ребятам приходится решать этот вопрос в течение несколько лет, в том числе и через суд".
Отдел мониторинга
КЦ