В 2006-2008 годах стал намечаться отход белорусского руководства от отождествления его интересов с Союзным государством. Результатом новой геополитической ориентации Минска явился проект «За Беларусь», пишет издание «Новый регион».
Как пишет на сайте Фонда стратегической культуры политический обозреватель Юрий Баранчик, новый проект подразумевал превращение Белоруссию в своеобразную «Брестскую крепость», которая находится в кольце вражеского окружения: с Востока - имперская Россия, с Запада - имперские США и ЕС.
Стало заметно, что за всё это время, опираясь только на устные договорённости с Минском, Россия так и не создала в Белоруссии политическую инфраструктуру, которая обеспечивала бы её влияние на белорусскую политику.
Одновременно, в условиях отсутствия продвижения в строительстве Союзного государства, Россия, начиная с 2007 года, стала постепенно, но неотвратимо снимать Белоруссию с дотационной иглы дешёвых энергоносителей (в первую очередь имеются в виду цены на газ).
«Экономическое принуждение к сотрудничеству» без ясной политической цели не дало позитивного результата по той причине, что Белоруссия как в силу особенностей политического режима, так и в условиях отсутствия финансовой подушки и щадящего переходного периода не в состоянии была осуществить «мягкий» разворот к рыночной экономике.
В итоге у Лукашенко оставалось только два варианта действий: вернуться в Союзный проект или начать заигрывание с Западом, и Минск выбрал второй вариант. А в результате уже через два года, несмотря на «дикие» темпы экономического роста, республика проела все свои сбережения и вынуждена была снова обратиться за поддержкой, но теперь в виде кредитов не только от России, но от Запада.
Так бы и катился этот процесс превращения Белоруссии в «Северную Корею» в центре Европы, если бы не мировой «финансовый кризис» и освободительная война народов Абхазии и Южной Осетии. Наложение этих двух ситуаций друг на друга кардинально изменило геополитический проект Минска.
С одной стороны, Западу стало принципиально важным перетянуть Белоруссию на свою сторону. Требование к Минску было только одно: так как в США и ЕС есть общественное мнение, необходимо обозначить движение Белоруссии к демократии.
Официальный Минск с удовольствием стал играть в эту игру, что и отметил в Чернигове Лукашенко, обращаясь к Ющенко: «Я хотел бы поблагодарить вас за ту колоссальную поддержку, которую вы оказывали на различных уровнях, встречаясь с европейцами и американцами. То, что сегодня налажен диалог между Беларусью и Западом, в этом есть и ваша заслуга».
С другой стороны, мировой кризис обнажил истинный размер той ямы, в которой находятся белорусская экономика и финансовая система: по сути, самостоятельно обеспечивать своё существование республика не в состоянии, она нуждается в постоянном дотировании со стороны своих партнёров. Размер необходимых дотаций - примерно 6-8 млрд. долларов в год. Только в этих условиях может существовать «независимое государство Республика Беларусь».
В настоящее время в политической жизни Белоруссии представлены власть, оппозиция и Запад, причём прозападным теперь является и официальный Минск. (Только если оппозиция на корню скуплена Западом и никакой самостоятельности не имеет, то власть, выходя на западный политический рынок, ещё пытается выторговывать себе некие преимущества).
Кого нет на политическом поле Белоруссии - так это России. Россия полностью уступила политическое пространство Белоруссии Западу, серьёзно окопавшемуся при всех сколько-нибудь значимых субъектах политической системы республики. Разворот Минска на Запад, начавшийся примерно с мая 2006 года и многократно усилившийся в 2008 году, был особенно акцентирован в последние дни.
Во-первых, последовало заявление бывшего замглавы президентской администрации, а ныне вице-спикера нижней палаты белорусского парламента Рубинова: «Мы уверены, что наше будущее напрямую связано с Евросоюзом».
Затем - заявление одного из экспертов, систематически обслуживающего власть: «... мы с этого курса на сближение с Западом, который теперь определился, в ближайшее время не сойдём. Хотя бы потому, что нам нужен кредит МВФ и мы уже многое сделали, чтобы этот кредит получить, и назад здесь, как говорят, дороги нет».
Во-вторых, 27 января при администрации президента Белоруссии был создан некий Общественный совет, в который приглашены представители белорусской общественности и, прежде всего, представители оппозиционных (прозападных) партий и движений.
А так как пророссийских партий в Белоруссии нет, их, естественно, нет и в новом общественном совете, который займется «выработкой предложений по совершенствованию направлений социально-экономического и политического развития страны».
В-третьих, на встрече 27 января председателя «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» (ТНБ) О.Трусова с председателем Национальной государственной телерадиокомпании А.Зимовским была достигнута договоренность о расширении употребления белорусского языка на отечественном телевидении.
Стороны пришли к согласию по пяти пунктам: открыть 10-15-минутную передачу «Гаворым па-беларуску»; создать цикл передач на белорусском языке на историческую тематику и первый цикл посвятить 600-летию победы белорусов в составе войска Великого княжества Литовского в Грюнвальдской битве.
Планируется также совместно с Институтом языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной Академии Наук Белоруссии сделать передачу, посвящённую 10-летию Международного дня родного языка, отмечаемого ЮНЕСКО; раз в месяц организовывать на телевидении тематические круглые столы по вопросам белорусского языка и культуры с участием общественных организаций, в том числе ТБМ, «Таварыства беларускай школы» и «Згуртавання беларусаў свету «Бацькаўшчына»; возобновить дублирование фильмов на белорусский язык с дальнейшим их показом на отечественных телеканалах.
Здесь налицо согласованная система мероприятий с целью а) резкого повышения «белорусизации» страны в противовес связям с Россией, б) приглашения прозападной оппозиции в неформальные (пока) структуры при власти. Всё это похоже на стремление официального Минска как можно быстрее «отмыться от пророссийскости» в глазах своих новых партнёров и получить индульгенцию на продление полномочий нынешней власти от Запада.
По сути, единение белорусской власти и прозападной оппозиции на антироссийской основе произошло. Минск уже вступил одной ногой в тот «санитарный кордон», которым США много лет пытаются огородить Россию. С 1991 года Москва демонстративно не вмешивается во внутренние дела Белоруссии.
Запад же, напротив, никогда не покидал белорусскую политическую сцену, финансировал и политически поддерживал оппозицию, и будет заниматься этим дальше - вне зависимости от направления внешней политики Москвы и того, кто стоит в Беларуси у власти, пишет "Новый регион".
Ключевой вопрос стратегии России в отношении Беларуси формулируется так: участвует Россия в белорусской политической жизни или нет? И в чём смысл выталкивающего Беларусь на Запад сокращения ее экономического дотирования? - заключает Юрий Баранчик на сайте Фонда стратегической культуры.
Отдел мониторинга
КЦ