В регионах все большую популярность приобретают антимосковские настроения, пишет московская "Независимая газета". Причем в отличие от 90-х годов русский сепаратизм развивается не в т.н. "национальных республиках", а в захваченных в свое время Россией странах с безусловным преобладанием русского населения. Центрами подобного протеста стали портовые города, расположенные на морском побережье, а формы недовольства имеют самую разнообразную архитектуру - от митингов и массовых беспорядков до голосования на выборах против кандидатов Москвы.
Сначала в январе-феврале 2009 года мятеж против Москвы подняли жители дальневосточных провинций. Начав с сугубо экономических требований, организаторы протестных акций на Дальнем Востоке очень скоро потребовали отставки правительства. Более того, участники нескольких массовых митингов озвучили идею восстановления Дальневосточной Республики (ДВР) и выхода ее из состава России.
Затем в марте на выборах мэра Мурманска (оккупированная Россией Республика Поморье - КЦ) победу одержал местный кандидат Сергей Субботин, разгромивший кремлевского ставленника - кандидата от «Единой России». Субботин, шедший на выборы под лозунгом «Москва, не учи нас жить - мы не крепостные», в результате получил 60% голосов (ставленник Москвы - только 35%). Откровенно антимосковские смыслы лозунгов мурманского победителя оказались для избирателей поморского портового города более близкими, чем призывы проголосовать за партию Путина-Менделя.
Москва сейчас в полной растерянности и не понимает, как следует реагировать на разнообразные вызовы русского сепаратизма. А эти вызовы случайными не назовешь.
Один эпизод - это лишь эпизод, два - уже тенденция. И это только выявленные факты массового антимосковского протеста. Очевидно, что латентный русский сепаратизм вышел далеко за пределы Владивостока, Благовещенска и Мурманска - мятежи в портовых городах лишь проявили настроения, зреющие в российской глубинке.
Эти публичные антимосковские выступления напрямую связаны с позицией региональных элит. Отказ их в ДВР и Поморье прикрыть собой Москву позволил находящимся в подполье сепаратистским настроениям вырваться на информационно-политический простор. Реакция Москвы оказалась вполне предсказуемой и логичной - силовое подавление митингов в Приморье, а также отставка мурманского губернатора Евдокимова.
На мурманских выборах Субботин сделал идеологической основой своей кампании антимосковские настроения, тем самым озвучив политическую позицию своего шефа, который его на этих выборах открыто поддерживал. А для действующего губернатора в любом регионе РФ сейчас, когда проблема целостности лоскутной империи России вновь выходит на первый план, девиз типа «Мы не крепостные Москвы, не учите нас жить» равен смертному приговору.
События в ДВР и в Поморье показывают, что центральная власть видит угрозу со стороны русского сепаратизма. Власть пока делает ставку на его подавление административным ресурсом. Несмотря на несколько лет строительства «вертикали власти» региональная элита по-прежнему не является лояльной Кремлю.
По мере углубления путинского кризиса следует ожидать дальнейшего распространения протестной антимосковской активности в портовых городах попыток придания ей организованных форм. Как показывает опыт польской «Солидарности» 80-х годов, протестное движение в крупных портовых городах при умелой организации способно стать кузницей новой элиты.
Протестная активность «Прибрежной России» будет экспортироваться в сугубо «сухопутные» провинции. Русский сепаратизм найдет там немало сторонников, отмечает "Назависимая газета".
Отдел мониторинга
КЦ