Тела двух заключенных мусульман, убитых каримовскими палачами были доставлены домой из печально известной колонии в Узбекистане - Жаслык, расположенной на севере Каракалпакстана и имеющей репутацию "места, откуда не возвращаются", сообщает «Мусульманский Узбекистан».
По сообщению Экспертной рабочей группы (ЭРГ), 11 апреля 2010 г. в колонии исполнения наказания УЯ 64/71 поселок Жаслык, Республика Каракалпакстан, скончался осужденный Нурулло Мусаев, 1973 года рождения, женат, отец двух несовершеннолетних детей, проживавший на улице Хамид Олимжон поселка Назарбек Ташкентского района.
В 2000 г. Нурулло Мусаев был признан виновным по сфабрикованным статьям - именно эти статьи приписываются мусульманам в обвинительных приговорах в Узбекистане - ст. 159 (Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан), 242 (Организация преступного сообщества) и 244 (Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку) Уголовного кодекса и приговорен к 20 годам лишения свободы.
11 апреля вечером семья Мусаева получила телеграмму от УЯ 64/71, в которой сообщалось, что осужденный Нурулло Мусаев скончался, и семья должна приехать и забрать его тело.
Родственники Мусаева привезли домой его тело вечером 13 апреля. А 14 апреля утром его тело было предано земле в поселке Назарбек под усиленным контролем и наблюдением местных правоохранительных органов. Представители правоохранительных органов наблюдали за процессом похорон и требовали, чтобы родственники Мусаева провели похороны быстро и бесшумно.
Свидетельство о смерти Нурулло Мусаева, переданное администрацией колонии исполнения наказания, гласит, что осужденный скончался в результате внутреннего кровотечения легких, а причины кровотечения не указываются.
Члены семьи Мусаева утверждают, что во время последнего свидания с Нурулло 8 января текущего года он не выказывал никаких признаков болезни, выглядел совершенно здоровым и не жаловался на проблемы со здоровьем. По словам родственников, при омовении трупа у них возникло впечатление, что шейный позвоночник Нурулло Мусаева был сломан или иным образом сильно поврежден, так как голова покойника болталась неестественным образом вокруг его шеи.
Родственники также утверждают, что 12 февраля 2010 г. осужденный Нурулло Мусаев был переведен в следственный изолятор № 3 города Бухары, Бухарская область. 5 апреля отец Мусаева приехал в Бухару для свидания с осужденным Мусаевым, но ему в следственном изоляторе № 3 сказали, что его сын был обратно отправлен в колонию исполнения наказания № 64/71 в Республику Каракалпакстан якобы для продолжения участия в следственных действиях по новому уголовному делу, открытого против него. Детали нового уголовного дела в отношении Мусаева его отцу не сообщили.
ЭРГ также сообщает со ссылкой на свои источники о смерти другого религиозного осужденного по имени Рахматулло (фамилия уточняется) из массива Алока, Шайхартахурского района, города Ташкента. По словам источников, осужденный Рахматулло также содержался в колонии исполнения наказания 64/71 в поселке Жаслык, Республика Каракалпакстан. В начале апреля он тоже был отправлен в следственный изолятор № 3 в Бухаре и скончался там. Причина смерти неизвестна.
Родственники религиозных заключенных сообщают, что в настоящее время, согласно новым порядкам, семья погибшего осужденного вынуждена сама позаботиться о перевозке трупа погибшего из пенитенциарного учреждения домой. Известно, что раньше за перевозку трупа погибшего осужденного отвечало Главного управление по исполнению наказаний Министерства внутренних дел.
Также поступают сообщения об усилении давления на религиозных заключенных во многих пенитенциарных учреждениях страны. Строго ограничивается и карается общение религиозных заключенных с кем-либо вообще.
Если религиозный заключенный общается с другим религиозным заключенным, он может быть признан, как участник заговора для усиления взаимодействия с другими религиозными заключенными ради общих целей. А если религиозный заключенный пытается вступить в общение с другими категориями заключенных, то его могут обвинять в прозелитизме и попытке сменить религиозные взгляды других заключенных.
По словам источников, также участились случаи стравливания других групп заключенных в отношении религиозных заключенных. Например, в колониях исполнения наказания 64/33 (г. Карши, Кашкадарьинская область) и 64/49 (поселок Шейхали, Кашкадарьинская область) администрации колоний заставили всех заключенных петь государственный гимн Республики Узбекистан за то, что двое религиозных заключенных из той же группы отказались петь гимн.
Надзиратели сначала сильно избили почти 80 заключенных стоявших там не месте, включая этих двух религиозных заключенных, а потом всех заключенных заставили петь государственный гимн в течение долгих часов.
В другом случае всех заключенных заставили совершать многочисленные приседания за то, что религиозные заключенные в том же отряде по утрам совершали намаз (мусульманскую молитву). При этом надзиратели открыто заявляют, что другие заключенные подвергаются таким наказаниям из-за «ненадлежащего поведения» религиозных заключенных.
Отдел мониторинга
КЦ