Арестованные в начале октября этого года десятки молодых мусульман в Сырдарьинской области подвергаются жестоким пыткам в следственных изоляторах. Об этом стало известно от 70-летней Дилбархон Саиповой, матери одного из арестованных мусульманин Аваза Соипова, которая обратилась с заявлением к местной правозащитной организации «Веритас», сообщает «Мусульманский Узбекистан».
Напомним, ранее сообщалось со ссылкой на правозащитные группы и независимые источники об арестах десятки молодых мусульман в начале октября этого года в Сырдарьинской области.
Сообщалось, что молодых мусульман арестовали по подозрению в причастности к нападению с целью убийства главного имама Ташкента Анвар-Кори Турсунова и заместителя начальника отдела угрозыска и борьбы с терроризмом Хасана Асадова в августе месяца 2009 года. В настоящее время всех задержанных обвиняют в посягательстве на конституционный строй страны и содержат под арестом в следственном изоляторе МВД 64/13 поселка Хавос Сырдарьинской области.
В своем заявлении мать Аваза Соипова сообщила, что ее сын и другие арестованные вместе с ним лица из Сырдарьинской области подвергаются жестоким пыткам в СИЗО.
В частности, она сообщает, что ее сын Аваз Соипов был задержан рано утром 2 октября 2009 г. в родительском доме, где он проживает вместе со своей женой и родителями. Аваз Соипов до ареста работал мелким торговцем на рынке в г. Гулистан, Сырдарьинской области.
Из заявления следует, что 2 октября 2009 г. утром примерно в 7 часов двое молодых людей из Мирзаободского городского отдела внутренних дел пришли к ним в дом, и увезли Аваза Соипова на «беседу» к начальнику ГОВД, у которого возникли к нему несколько вопросов.
Ближе к полудню они стали получать новости от друзей семьи и знакомых, что накануне огромная группа преимущественно молодых мужчин из Сырдарьинской области были арестованы и содержатся в здании Сырдарьинского областного управления внутренних дел. Слухи также указывали на совместное проведение данной операции по задержанию силами милиции и областного управления Службы национальной безопасности. Несмотря на неизвестность ситуации родители А. Соипова, увезенного представителями ГОВД, продолжали хранить спокойствие.
В тот же день через несколько часов в их дом пришли 6 сотрудников милиции в бронежилетах и в полном вооружении. Они заявили, что их сын арестован и теперь они должны провести обыск в доме. Родители стали задавать им вопросы на счет оснований ареста А. Соипова и обыска. Кроме того, мать потребовала, чтобы они выворачивали свои карманы и показывали их им, перед тем как начинать обыск.
Оперативники пришли в ярость от таких слов, и один из них накричал на нее, заявив, что они не обязаны давать им никаких объяснений, и посоветовал подчиняться их приказам, в противном случае в отношении их будут применять физическую силу. Перед обыском оперативники не показали им санкцию на обыск, вели себя очень грубо, не позволяли им следить за процессом обыска и в итоге они «нашли» запрещенную литературу в доме, которой и в помине у них не было.
После обыска родители Аваза Соипова приехали в здание Сырдарьинского областного УВД и там узнали, что подобные аресты и обыски проводились и в других семьях мусульман. С 2 по 3 октября было арестовано примерно 30 мужчин в возрасте от 17 до 45 лет. Все они были задержаны по одному и тому же сценарию.
В тот день родители задержанных простояли у здания УВД до вечера. В течение всего времени никто из представителей УВД не выходил и не давал информацию о состоянии их близких, их также не пустили вовнутрь здания. Только ближе к вечеру к ним вышел начальник УВД М. Ражабов и заявил, что якобы возле нескольких административных зданий в областном центре были обнаружены взрывчатые вещества, оставленные неизвестными лицами, и что якобы их близкие арестованы с подозрением в причастности в этом.
Родственникам отказали нанять адвокатов по собственному выбору, а только 4 октября 2009 г. в УВД сообщили им, чтобы родители каждого задержанного принесли по 300.000 сум для адвоката уже назначенного государством. По словам матери, они не знают, на каком этапе находится предварительное следствие, и чем оно закончится для их сына. Она подозревает, что их адвокат также работает под очень огромным давлением и боится испортить свои отношения с властями.
Из достоверных источников родственникам стало известно о том, что все задержанные по данному обвинению подвергаются пыткам и жестокому обращению. Их заставляют давать обвинительные признания против самого себя. Они подвергаются жестокому избиению. Часть из них уже дала признательные показания.
Часть из них под давлением и ложными обещаниями следователей об освобождении согласились оклеветать других задержанных. Многим из молодых людей, задержанных 2-3 октября, угрожали изнасилованием их жен. Мать Аваза Соипова боится, что эта же участь постигнет и его сына, которого заставят признать себя виновным.
Мать сообщает, что на них смотрят как на родственников «врагов народа». Такое отношение, как она пишет, они видят, когда передают продукты питания и другие необходимые вещи для своих близких в следственном изоляторе. Сотрудники СИЗО в отделе приема передач открыто говорят им, что их сыновья «...являются врагами народа...и поэтому определенные вещи им не положено передавать...».
Как пишет мать Аваза Соипова, по последним сведениям, полученным от достоверных источников, в настоящее время ее сын подвергается жестоким пыткам в СИЗО п. Ховос Сырдарьинской области. Следователи пытаются сфабриковать против него уголовное дело, обвинив его в руководстве религиозно-экстремистской группой, «большинство членов, которых задержаны вместе с А. Соиповым и содержатся в том же СИЗО. По их сведениям, под пыткой и уговорами следователей и назначенных государством адвокатов другие задержанные уже дали признательные показания против А. Соипова, заявляя, что последний являлся предводителем их «религиозно-экстремистской» группы.
А. Соипов категорически отказывается признать свою причастность в преступлении, которого он не совершал. Поэтому против него регулярно применяется избиение, отчего его лицо и остальные части тела покрыто синяками и кровоподтеком. Он не может кушать и пить. По информации матери, пятки его сына исколоты иголками, отчего он не может нормально встать на ноги и ходить.
Ему в область заднего прохода применили электроток, отчего он не может сидеть. Его регулярно допрашивают, лишая сна. Допросы проводятся без участия адвоката, адвоката просто не допускают на допросы. На допросах, следователи и сотрудники СИЗО угрожают А. Соипову, требуя, чтобы он признался в своей вине. Они угрожают расправой против А. Соипова после того, как «суд все равно приговорит его к 25 годам лишения свободы».
Они также угрожают расправой против его семьи. Они заявили, что даже если А. Соипов не даст признательные показания, уголовное дело будет отправлено в суд до 25 ноября 2009 г.
Как сообщает правозащитная организация «Веритас», почти всем 30 задержанным уже выдвинуты обвинения по нескольким статьям, включая и статью 159 (Посягательство на конституционный строй) Уголовного кодекса Узбекистана. В настоящее время расследование уголовного дела близится к завершению.
Отдел мониторинга
КЦ