Русские законодатели рассматривают расширение полномочий для ФСБ, преемника советской КГБ, позволив офицерам этой службы вызывать граждан и делать устные или письменные предупреждения, что их действия являются "недопустимыми" и ведущими к преступлению, даже если нарушение не произошло, пишет Нью-Йорк Таймс.
Поддержанное правительством предложение, которое было представлено в субботу госдуме, также налагает штрафы или 15-дневные тюремные сроки на граждан, которые не выполнили требования, предъявленные ФСБ. Россия уже практикует такие же санкции в отношении граждан, которые не повинуются милиции или сотрудникам тюремной администрации.
Эти предложения усиливают возможности спецслужбы по управлению информацией или действиями, определяемыми как "экстремизм", термин, применяемый в равной степени как к политическим или религиозным группам, так и журналистам.
Примечание, сопровождающее закон гласит, что ФСБ регистрирует растущий радикализм среди российской молодёжи, наряду с 30% скачком "экстремистских преступлений" с 2007 по 2008 годы.
В примечании утверждается, что печать и электронные СМИ "открыто облегчают формирование негативных процессов в духовной сфере, пропагандирую культ индивидуализма и недоверия к правительству относительно его способности защитить своих граждан, и привлекает молодёжь к экстремистским проявлениям".
Оппозиционные законодатели и журналисты с тревогой отреагировали на появление частей закона, опубликованных в русских газетах. Это предложение напоминает "официальное предупреждение", практиковавшееся КГБ против диссидентов, но практика прекратилась с развалом Советского Союза, рассказывает Никита Петров, историк, пишущий о советских секретных службах.
"Мы считали, что всё это уже в прошлом", говорит г-н Петров, который работает в организации по защите прав человека "Мемориал". "Это устаревшая практика, а её возвращение - позор. Если человек не совершает преступление, то о чём его предупреждать?".
Гудков, который раньше служил в КГБ, а теперь работает в комитете безопасности госдумы говорит, что ждёт одобрения парламентом законопроекта, который поддерживает русское правительства. У ФСБ сейчас уже есть право предупреждать организации, таким образом закон позволит распространить это право и на частных лиц.
Гудков признал, что в КГБ предупреждали диссидентов.
Он сказал, что в предупреждении не было понятно, что последует за ним или какие могут применяться меры и что эти меры должны быть подредактированы. "Это одна из мер, с помощью которых государственные органы смогут предотвращать преступления", сказал он.
За прошедшее десятилетие, когда Путин, бывший полковник ФСБ, стал президентом, ФСБ возродилось и те, кто служил в этой службе, переместились в министерства и государственные органы. Период примечателен усилением социального контроля.
За последний месяц законодатели подчистили СМИ, угрожая санкциями против организаций, которые цитируют партизан или предоставляют их видеоролики. Спикер думы Грызлов обрушился на две газеты из-за статей, критикующих правительство, сказав, что связь между публикациями и действиями партизан вызывает подозрения.
Во вторник лидеры оппозиции предупредили, что новые полномочия ФСБ будут использованы для подавления любого инакомыслия.
"В советские времена антисоветскому движению действительно делали предупреждения", сказал Илюхин, член комфракции в думе газете "Новые известия".
"Но даже тогда предупреждения посылались только обвинителями, теперь они этим пренебрегают. Любой гражданин может быть назван экстремистом за публичное высказывание своей позиции. Предупреждение может быть сделано любому, кто критикует власти. Если вы опубликуете это интервью, они скажут что Илюхин экстремист".
Отдел мониторинга
КЦ