Московский корреспондент лондонской Daily Telegraph Эндру Осборн в репортаже из Москвы рассказал об ударе по Путину и России, нанесенной правоохранительными органами США:
"Признавшихся 10 русских шпионов не будут чествовать в России как героев. Наоборот русские шпионские хозяева, включая Путина, который сам шпион от КГБ, будут плакать с горя, распивая водку.
Не надо заблуждаться. Поимка шпионов и их возвращение представляют собой яркое свидетельство поражения Кремля и русских разведывательных служб, которых в свое время боялись и уважали.
На ранних этапах фурора кремлевские знахари усердно работали за сценой, пытаясь высмеять, принизить и замутить воду в этом разгроме. Однако теперь, когда 7 из 10 в сенсационном порядке сообщили свои тайные русские имена, все это уже не кажется таким смешным.
Не удивительно, что заявления от официальной Москвы отражают острый дискомфорт. Сухое заявление русского МИД объясняет в стиле холодной войны, что обмен был организован "по гуманитарным причинам и в соответствии с принципами конструктивного партнерства". Другими словами, оно пытается изобразить Москву великодушной.
Действительность совершенно иная. Вашингтон мог сварганить эту сделку, однако русские бросились в неё с энтузиазмом утопающего, хватающегося за соломинку. Она позволят русским сохранить маленький кусочек их морды, избавляет всех от раздражения по поводу затруднительного для России суда и позволяет русским утверждать, что они никогда не оставляют своих.
Контролируемое государством российское телевидение до сих пор уделяло скандалу мало внимания, чтобы о нем быстрее забыли, но некоторые газеты, у которых есть немного больше свободы (потемкинской, от ФСБ - КЦ) были более говорливыми.
"Московский комсомолец" в пятницу выплюнул в адрес русских шпионов выражение "клинический идиотизм". И даже Михаил Леонтьев, телевизионный комментатор, известный своими антиамериканскими тирадами, признал, что это дело поставило Москву о очень неловкое положение:
"Это смех сквозь слезы. Это дело представляет сеть нелегалов в очень странном свете. Совершенно невозможно понять, что ценного дало проникновение нелегалов в американское общество. Вся история больше похожа на раскрытие Вашингтоном шпионской сети, работающей на Гваделупу или Гватемалу".
Отдел мониторинга