По сообщению польской газеты Gazeta Polska, глава канцелярии польшевистского премьер-министра Туска Томаш Арабский (фото) тайно побывал в Москве в январе этого года (официально он был там в марте), когда стало известно, что президент Польши Лех Качиньский летит в Смоленск в апреле.
Об этом президентская администрация проинформировала Анджея Пжевозчика, генсекретаря Совета защиты памяти жертв и мученичества 27 января 2010 года.
В ходе тайной поездки тусковский эмиссар встречался с представителями русской власти. Арабский отказался ответить на вопросы газеты по поводу его тайного визита в Москву.
Официально Арабский побывал в Москве 17-18 марта. Однако, согласно источникам газеты "Nasz Dziennik", 17 марта Арабский встречался с какими-то русскими, но не в их министерстве иностранных дел, а ... в ресторане.
Это указывает на то, что продолжавшиеся 2 часа переговоры с Арабского с русскими, как свидетельствует один из офицеров БОР, носили "неформальный характер". Какие детали они там обсуждали, неизвестно.
17 марта Владислав Стасяк, бывший руководитель канцелярии президента, направил письмо в министерство иностранных дел польшевика Сикорского, в котором указывалось, что 10 апреля на церемонии в Катыни будут присутствовать все крупнейшие польские военные: генерал Францишек Гагор, генерал Бронислав Квятковский, генерал-майор Анджей Бласик, ген. Тадеуш Бук, генерал Владимир Потасински, контр-адмирал Анджей Карвета и генерал Казимеж Гиларский.
Известно, что одним из результатов вояжа Арабского в Москву было блокирование поездки туда Мариуша Хандзлика, заместителя госсекретаря в кабинете президента Качиньскоо. Хандзлик хотел обсудить с русскими детали поездки Качиньского на самолете в Смоленск (включая условия обеспечения благополучного приземления в Смоленском аэропорту) и вначале получил согласие русской стороны его принять.
Однако неожиданно к нему поступило письмо от польского посла в Москве Ержи Бара, сообщившего, что его визит отменяется, так как одновременно в России принимают Арабского.
- Визит Арабского заблокировал выяснение вопроса о безопасности и состоянии Смоленского аэропорта в рамках подготовки к церемонии в Катыни. Вспомним, что в начале марта администрация Леха Качиньского по неофициальной информации выразила беспокойство о неразрешенном вопросе о состоянии аэропорта в Смоленске - рассказал "ГП" Антоний Мачеревич, председатель Парламентского комитета по расследования Смоленской авиакатастрофы.
"Газета Польска" также получила информацию, что прокуратура военного округа Варшавы до сих пор якобы ничего не знает о тайных переговорах Арабского с русскими и соответственно его не допросила.
Другая очевидная причина, по которой Арабский должен быть допрошен прокуратурой, состоит в том, что он был координатором полета правительственного самолета Ту-154М в Смоленск 10 апреля 2010.
В "Соглашении о специальных военных воздушных перевозках", подписанном 18 июля 2005 года, в котором устанавливается список лиц, имеющих право пользования военной авиацией Польши, говорится, что координатором Соглашения является глава канцелярии премьер-министра.
Как стало известно "GP", военные следователи также не допросили - и это не менее шокирует - начальника Правительственной службы охраны (Biuro Ochrony Rządu, БОР) , генерала Мариана Яницкого. В служебные обязанности Яницкого входит обеспечение личной безопасности президента Польши и членов делегаций под его руководством. Сотрудники БОР обязаны находиться и вести наблюдение в тех местах, которые посещает Президент, и отвечают за подготовку к его отъезду.
Как ранее сообщила "GP", в тот момент, когда рухнул самолет с Лехом Качиньским, в аэропорту Смолеленск-Северный не было официальных представителей БОР. Там присутствовал только один сотрудник, прикомандированный к министерству иностранных дел, который во время крушения был отстранен от своих прямых обязанностей офицера службы охраны (его задействовали как личного шофера посла Польши в Москве Бара - КЦ).
Этот факт сам по себе определяет, что генерал Яницкий должно быть одним из первых людей, которых нужно допросить следственным органам. К сожалению, неизвестно, будет ли глава БОР вообще внесен в список подозреваемых.
- Прокуратура не раскрывать запланированных следственных действий, так что я не могу ответить на вопрос, будет ли он допрошен, - заявил в интервью "ГП" полковник Збигнев Жепа, представитель главной военной прокуратуры.
Пока же Томаш Арабский не допрошен в качестве свидетеля по делу, хотя связь между ним и крушение самолета, безусловно, не исключается. Речь идет о загадочной смерти Гжегожа Михневича, начальника управления канцелярии премьер-министра Туска, отвечавшего за защиту секретной информации. Михневич неожиданно "умер" 23 декабря 2009 года.
Возможно, это просто совпадение, но в этот день в Польшу прибыл из Самары "отремонтированный" русскими Ту-154 М-101, который затем рухнул под Смоленском. Михневич был начальником Тайной канцелярии премьер-министра Туска с высокой степенью допуска к секретным данным Польши и НАТО. Через него шла вся переписка польской и русской сторон по поводу предстоящей церемонии в Смоленске.
"Узнал ли случайно польский чиновник что-то "лишнее?", спрашивает варшавская газета и добавляет:
"С начала ноября 2009 года Томаш Арабский находится под охраной БОР. Причины этого решения неизвестны. Тем не менее, мы знаем, что офицеры БОР обеспечивают безопасности Арабского и по сей день, и, следовательно, глава канцелярии премьер-министра Туска охраняется в экстраординарном порядке в течение уже целого года.
Томаш Арабски не объяснил нам, почему он чувствует себя под угрозой" (видимо, он тоже знает много "лишнего" об убийстве тербандой ФСБ Леха Качиньского - КЦ).
Отдел мониторинга
КЦ