Никто из государственных чиновников не имеет права высказываться по какому-либо уголовному делу до вынесения приговора, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на вопрос о его отношении к делу Михаила Ходорковского.
"Как президент я думаю следующее: ни президент, ни любое иное должностное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свою позицию по этому делу или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора", - сказал Медведев, подводя итоги года, в интервью руководителям трех ведущих телеканалов.
Напомним, что в ходе "прямой линии" с гражданами Владимир Путин сказал, что преступления Ходорковского в суде доказаны. Он заявил, что вор должен сидеть в тюрьме и перечислил убийства, которые, по его намекам, совершались по распоряжению экс-руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского.
"Руководитель службы безопасности ЮКОСа сидит в тюрьме за убийство. Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов - убили. Женщина здесь в Москве не отдала им свое маленькое помещение, которое они хотели забрать, - убили. Киллера, которого наняли, убили, мозги только одни нашли в гараже. Что? Руководитель службы безопасности сам что ли, по собственной инициативе все эти преступления совершил?" - сказал Путин.
"Так что есть суд. Он у нас, как известно, один из самых гуманных в мире", - сообщил Путин, заметив, что организатор финансовых пирамид Бернард Мэдофф получил 150 лет тюрьмы, а "у нас все гораздо либеральнее смотрится".
Такой комментарий Путина прозвучал в то время, когда Михаил Ходорковский и экс-глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев все еще ожидают приговора по второму уголовному делу - о хищении нефти ЮКОСа. Прокуратура потребовала для них 14 лет тюрьмы. Начала оглашения приговора ждали 15 декабря, однако утром того дня было объявлено о переносе даты на 27 декабря.
Сразу после выступления Путина адвокаты подсудимых заявили, что теперь им будет легче обосновать и доказать нарушение презумпции невиновности. "Далеко не по всем делам это так доказательно можно проиллюстрировать в Европейском суде, как в случае, когда премьер-министр при не вынесенном приговоре, а при ожидании приговора в отношении Ходорковского и Лебедева, при общении с народом допускает выражения, которые прямо, жестко и грубо нарушают презумпцию невиновности", - сказала адвокат Карина Москаленко.
Впрочем, после сегодняшних слов президента о Ходорковском, которые свидетельствуют о двойственности отношения "тандема" к этой ситуации, Москаленко подчеркнула: "за" не выступил никто. Большинство правозащитников уже уверено, что приговор определенно будет обвинительным, а дата его оглашения была перенесена исключительно для того, чтобы приглушить возмущение общественности и СМИ, так как люди будут заняты новогодними хлопотами.
Президент Медведев дал также понять, что он иначе, чем Путин, относится и к политикам из так называемой "несистемной оппозиции" - Немцову, Каспарову, Лимонову, Касьянову. По его мнению, в России есть разные представители политических сил, но все они политики. Отвечая в прямом эфире на вопрос, есть ли в России другие перспективные политики, кроме президента и премьера, Медведев сказал, что "такие политики в нашей стране есть" и их имена хорошо известны.
"Не могу не вспомнить таких выдающихся людей, как руководители фракций в нашей Госдуме - это действительно хорошо известные политики, говорю без всякой иронии. Люди, которые не одно десятилетие на политическом небосклоне", - сказал он.
Кроме того, напомнил он, есть и достаточно известные политики, которые не входят в Государственную Думу, такие как Михаил Касьянов, Борис Немцов, Эдуард Лимонов, Гарри Каспаров. "Это тоже публичные политики. К ним по-разному относятся. У них у каждого своя электоральная база", - сказал он.
Между тем, во время "прямой линии" с народом премьер Владимир Путин, отвечая на вопрос о том, чего хочет оппозиция, призвал не допустить к власти тех, кто "поураганил" в 1990-х годах и "унесли вместе с Березовским и другими, находящимися сейчас в заключении, о которых мы уже говорили, немало миллиардов". Сейчас их оттащили от кормушки, они поиздержались, хотят вернуться и пополнить свои карманы", - сообщил он. "Если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся - всю Россию распродадут", - заявил Путин.
Отвечая на вопрос, чего хотят Борис Немцов, Владимир Рыжков и Владимир Милов, премьер сказал: "Денег и власти. Чего они еще хотят?.. Их от кормушки оттащили, они поиздержались, хочется вернуться и пополнить свои карманы".
В ответ на это три сопредседателя незарегистрированной партии Народной свободы Борис Немцов, Владимир Милов и Владимир Рыжков 23 декабря подали иск в Савеловский суд Москвы к Владимиру Путину о защите чести, достоинства и деловой репутации. Они требуют с Путина и телеканала "Россия 1", где шла трансляция "прямой линии", опровергнуть эту информацию и намерены взыскать с Путина один миллион рублей в качестве компенсации.
"Ни один из нас, будучи на госслужбе, ни копейки никогда не взял", - заявил Милов. А его коллега Рыжков заявил: "Все, сказанное обо мне премьер-министром, – ложь и клевета". "Цель подобных заявлений – переложить ответственность за ухудшающееся положение дел в стране с себя на мифических внутренних и внешних врагов. А еще – запугать оппозицию, в том числе сторонников созданной нами коалиции "За Россию без произвола и коррупции", - уверен Рыжков.
КЦ