Человек не будет верующим пока не станет убежден, что пропитание приходит только лишь от Аллаха Всевышнего и Всемогущего, ни от кого и ни от чего другого.
Одна из главных причин страха и душевного переживания, одна из основных причин недоверия, скандалов и преступлений – это, без сомнения, боязнь остаться голодным. Опасение потерять материальные средства становится сегодня, главным побудительным мотивом в жизни. Деятельность, вызванная страхом бедности – неконтролируемая, безрассудная, не признающая никакие рамки и ограничения, такая деятельность может привести к тяжелейшим последствиям.
Вспомните из практики вашей жизни, из-за чего чаще всего ссорятся люди, почему совершаются подлые поступки и тяжкие преступления. Вы без сомнения придете к выводу, что причиной всему – боязнь бедности, желание получить побольше материальных средств, запастись на все случаи жизни. Человеку с самого детства внушают, что прожить в этом мире необычайно сложно, что нужно приложить неимоверные усилия, чтобы заработать на кусок хлеба, совершить для этого «вынужденные» нарушения кодекса чести и совести.
Этот страх поселяется в человеке с самого детства и сопровождает его до самой смерти, заставляя чинить несправедливость к себе и окружающим: вспомните эпизоды в многочисленных фильмах, когда вынужденная прокормить детей женщина идет на панель или когда в поисках куска хлеба глава семейства грабит магазин…. Все это последствия душевного беспокойства вызванного страхом нищеты и голода.
Теперь посмотрим, что говорит Ислам обо всем этом. Ислам подходит к решению данной проблемы с нескольких сторон. Приведем один аят и один хадис: «Разве не видят они, что Аллах распределяет пропитание кому пожелает и соразмеряет его. Поистине в этом знамение для людей верующих». (Сура Римляне, аят 37)
Имам Бухари, приводит хадис в котором говорится: Пророк, мир ему и благословление Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах (на 40 день после зачатия – ред.) посылает в утробу матери ангела, который говорит: «… о, Господь, мужчиной будет или женщиной, будет счастливым или несчастным, каков будет его удел (ризкъ) и каков будет его срок жизни, затем записывает все это в утробе матери».
Из этих аята и хадиса мы извлекаем следующее:
Во-первых, что пропитание исходит только от Аллаха Всевышнего. Ничто не является источником нашего удела: ни работа, ни связи, ни феноменальные способности ни что-либо другое. Только Аллах наделяет пропитанием и лишает его.
Среди качеств присущих только Всемогущему Аллаху есть качество Ар-Разикъ, то есть тот, кто наделяет уделом.
Почему мы делаем такой акцент на этом аспекте, потому что среди людей есть те, кто получив что-либо в удел заявляют, что это лишь по их заслугам, по их знаниям и способностям.
«Я заработал это своим потом и кровью…» - знакомое выражение, не правда ли. Человек превозносится над другими, считая других слабее и хуже него, в то же время, он забывает благодарить Аллаха, не признает, что лишь Аллах по своей милости наделил его.
Одним из таких людей был Карун, богатейший человек своего времени, описанный в Коране. Когда народ сказал ему:«Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Тем, что даровал тебе Аллах, ищи будущего мира; но не забывай своей участи и в этой жизни, благотвори (другим), как Аллах благотворит тебе, и не распространяй порчу на земле, поистине, Аллах не любит сеющих порчу». Коран, 28:76,77
На что Карун надменно ответил, что его богатства – плоды его собственного труда и ума, и он за них никому ничем не обязан.
С другой стороны, мы видим верующего пророка Юсуфа, мир ему, который в таких возвышенных словах излил свою благодарность Аллаху, получив власть и богатства после долгих лет терпения и усилий. Он не видит в этом своей заслуги, а все приписывает Создателю:
«Господь мой, Ты представил мне часть власти и научил меня толкованию событий и снов. Творец небес и земли, Ты – покровитель мой на этом свете и в будущей жизни. Дай мне умереть покорным тебе (т.е. мусульманином), и помести меня в число благочестивых». Коран, 12:101
А когда Сулейман, мир ему, увидел свое сверкающее величие, с его благочестивых уст невольно слетело:
«Господи! Внуши мне быть благодарным за благодеяние, которым Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и делать благо, которое угодно тебе, и введи меня милостью Твоей в число Твоих праведников». Коран, 27:19
Мусульманин должен быть убежден, что пропитание, приходящее к нему, исходит только от Аллаха. Мусульманин не старается сделать более своих усилий, а работает, сохраняя здоровую трудоспособность, не унижаясь ради куска хлеба и не идя на преступление совести. Он убежден, что заботливый Творец не оставит его без поддержки.
Из приведенного аята и хадиса истекает также, что человек не может заполучить пропитания больше, чем ему было предписано на какие бы старания он ни пошел, какие бы ухищрения и преступления он не совершал. В то же время, человек не может получить и меньше того, что ему предопределено, что бы ни случилось к нему придет тот удел, который был предписан каждому человеку с рождения.
После осознания этого, сердце мусульманина переполняется спокойствием и уверенностью. Он убежден что Аллах позаботится о нем и не оставит его без поддержки.
Данный аят повествует о страшном преступлении, которое совершали арабы до ислама, не ведая, что каждому человеку предписано его пропитание. Боясь, что не смогут прокормить неспособных наравне с мужчинами работать девочек, арабы закапывали их живьем в землю и так избавлялись от дополнительных затрат в семье.
Однако Аллах взывает к ним, напоминая, что кормит и дает пропитание Он, а не они: «Скажи, идите я прочту вам то, что запретил вам ваш Господь: чтобы вы не придавали ему сотоварищей, проявляли благочестие к родителям и не убивали ваших детей, боясь бедности, мы прокормим вас и их…» Аль-Анъам 151
Хотелось бы отметить что речь не идет в данной теме о том, чтобы отказаться от работы надеясь что пропитание придет само по себе, нет это запрещено. Разговор идет о том, чтобы избавиться от постоянного страха и переживания, полагаясь на Всевышнего Творца работать во благо себе и своей семьи.
На последок еще один хадис о пропитании, который приводит в своем сборнике Ибн Маджа: «Тому чьим (сердечным) переживанием станет этот мир усложнит Аллах его дела и сделает бедность преследующей его и не придет к нему ничто, кроме предписанного ему, а тот, чей настрой будет на будущую жизнь (ахират), облегчит тому Аллах его дела и сделает богатство в его сердце и придет к нему этот мир (дунья), даже если оно будет противиться». (Сунан Ибн Маджа)
И. Магомедов (Аль-Азхар)
Исламская цивилизация