Американский истэблишмент требует от Барака Обамы прекратить «перезагрузку» в отношениях с Россией — эта страна становится слишком похожа на Советский Союз. Одновременно с критикой России выступил на официальном уровне госдеп, который высказал разочарование введением Москвой ответных визовых санкций на «список Магнитского».
«Перезагрузка» российско-американских отношений, провозглашенная два года назад американской администрацией Барака Обамы, обрела влиятельного врага. Спикер палаты представителей конгресса США республиканец Джон Бейнер жестко раскритиковал путинскую Россию и призвал пересмотреть американскую политику в отношении этой страны, передает телеканал Fox News.
«В России в ходу всё те же старые инструменты и всё то же старое мышление, мы видим в этом не более чем попытку восстановить власть и влияние в советском духе», — заявил Бейнер, выступая в консервативном институте Hermitage Foundation. По его словам, премьер Владимир Путин, который после марта 2012 года вновь возглавит страну, «известен тем, что лелеет интенсивную ностальгию по СССР».
Россия не является демократической страной, и США должны действовать, исходя из этого представления, считает политик. «Внутри России контроль всегда на повестке дня, главные отрасли промышленности национализированы, независимые СМИ подавлены, легальных оппозиционеров избивают и сажают в тюрьмы. Россия использует свои естественные ресурсы как политическое оружие, и она заигрывает с нестабильными и опасными режимами», — суммировал свое отношение к Москве Бейнер.
«Мы должны больше делать для того, чтобы принудить Кремль сократить свое сотрудничество с Ираном, особенно в том, что касается его ядерной программы и ракетных технологий», — призвал спикер палаты представителей.
«США должны настаивать на том, чтобы Россия «перезагрузила» свою собственную политику. Если для этого потребуется показать зубы, палата представителей готова в этом помочь», — заявил Бейнер.
В частности, по мысли спикера, Вашингтон должен перестать рассматривать такой вопрос, как восстановление территориальной целостности Грузии, как периферийный. До его сведения доходили «тревожащие сигналы» о том, что администрация Обамы чуть ли не настаивает на том, чтобы Тбилиси признал послевоенные границы. «Администрация должна прорваться из этого тупика таким образом, чтобы уважалась территориальная целостность Грузии. Тогда и только тогда прогресс по вопросу о (вступлении России в) ВТО будет заслуживать внимания», — предложил он. Демократическая администрация поддерживает стремление Москвы вступить в ВТО, и в случае достижения заявленной Москвой цели конгрессу придется нормализовать торговые отношения с Россией. Статус России как члена ВТО потребует от американцев установить в торговле с ней режим наибольшего благоприятствования, чему пока мешает существование поправки Джексона — Вэника, принятой еще в 1974 году.
Бейнер добавил свой голос к мощному хору противников российско-американского сближения, которых в сенате возглавляют Джон Кайл и Джон Маккейн, пытавшиеся застопорить ратификацию ДСНВ. Критики особенно усилились после того, как в конце сентября премьер Путин объявил о своем намерении вернуться в президентское кресло. Многие экспертные институты сразу же поспешили сделать вывод, что третий срок Путина будет означать полный пересмотр всех достижений «перезагрузки».
И хотя российская тема практически не поднимается в ходе нынешней президентской гонки в США, по тем немногим высказываниям, которые касаются двусторонних отношений, можно сделать вывод, что американские политики вновь готовы играть на обострение. Так, в начале октября один из лидеров республиканской президентской гонки Митт Ромни объявил о необходимости забыть о сближении. «Мы должны вернуться назад к тому моменту, когда отказались от планов по развертыванию ПРО на объектах в Восточной Европе. Я бы такого не сделал, но раз мы уже поступили таким образом, он (Обама) должен был получить в обмен что-то исключительной внешнеполитической важности, но не получил», — заявил политик.
Госдеп отреагировал на слова Бейнера сдержанно, указав, что у Вашингтона и Москвы множество областей, где сотрудничество идет плодотворно. Но за введение визовых санкций в ответ на частичное признание США «списка Магнитского» Москву раскритиковал.
Официальный представитель госдепа Виктория Нуланд отметила, что у США и России «был совместный прогресс по ужесточению санкций в отношении Ирана, и этот вопрос остается в повестке дня двустороннего диалога». Ее коллега по совету национальной безопасности при Белом доме Томми Витор заметил по этому поводу, что Россия выполнила ряд шагов, которые от нее ждали в США. Это и «успех в поставках нашим войскам в Афганистан, и поддержка санкций в отношении иранского режима, и заключение выдающегося нового договора о сокращении наступательных вооружений, и работа по обеспечению защиты ядерных материалов от террористов». В то же время, подтвердил он, США «остаются непоколебимы в своей приверженности демократическим принципам и защите европейской безопасности».
В то же время объявленное в субботу главой российского МИДа Сергеем Лавровым введение визовых санкций в отношении американских чиновников, «нарушающих права человека», оставило представителей госдепа в недоумении. «Мы не считаем, что есть какие-то основания вводить визовые ограничения на каких-либо официальных лиц из США», — цитирует AFP. Российский ответ на введение США санкций в отношении чиновников, причастных к преступлениям против прав человека, — фигуранты «списка Магнитского» также присутствуют в «черных списках» госдепа, хотя, как утверждают в Вашингтоне, и не все, — необоснован. «Причины наших визовых ограничений ясны. В соответствии с законом США об иммиграции и гражданстве мы обязаны отказывать в визах тем, кто причастен к серьезным нарушениям прав человека», — заявила Нуланд.
КЦ