Некоторые методы развития в сердцах наших детей качества смелости, благородства и мужества.
Во-первых:
Ат Такния (использование куний, при обращении к детям)
"Я называю его по кунье, чтобы оказать уважение ему . И не называю его по скверным прозвищам".
Называть мальчика "Абу такой- то" ( т.e отец такого-то ), или девочку " Умму такая- то" ( т.е мать такого- то), для того, чтобы увеличить чувство ответственности, и чтоб ребенок чувствовал, что он старше своего возраста. Его самооценка возрастает, и со своими ощущениями он поднимается от его обычного детского уровня. Ребенок будет чувствовать свою схожесть со взрослыми.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращаясь к детям, использовал их куньи.
Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, превосходил всех людей своим хорошим нравом. У меня был брат, которого называли Абу Умейр. Я думаю, в то время его только отняли от груди, и когда бы он ни приходил к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он говорил ему: " О Абу Умейр, как поживает нугейр?" (маленькая птичка, Абу Умейр играл с ней) [аль Бухари 5735]
Умму Халид бинту Халид передает: Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли одежды, среди которых была маленькая черная хамиса (одежда из шелка). Он спросил:
"Как вы думаете, кого мы оденем в неё? " Люди промолчали. Тогда он сказал: "Приведите ко мне Умм Халид".
Когда её привели, (это значит, она была маленькой), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял хамису, надел на девочку и сказал:
"Пользуйся ею, пока она не обносится". На одежде было зеленое или желтое пятнышко, и он сказал: "О Умму Халид, это <санах> ", а <санах> по эфиопски- красиво. [аль Бухари 5375]
И также в риваяте аль Бухари: Он посмотрел на пятнышко хамисы, указал рукой на меня и сказал: "О Умм Халид, это сана”, а сана на языке эфиопов - красиво.
Во вторых:
Брать детей на общие встречи мусульман, и разрешать им сидеть вместе со взрослыми.
Это развивает их проницательность и интеллект, позволит им следовать примеру взрослых, и избавит их от чрезмерного погружения в забавах и играх. Сподвижники брали своих детей на встречи с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и из подобных историй:
То, что пришло от Муавии бну Курра, он передает от своего отца:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бывало, сидел, а вместе с ним была группа сподвижников, среди которых был человек с маленьким сыном. Он брал его и усаживал перед собой". [ан Насаи, достоверность хадиса подтвердил аль Альбаний в Ахкам аль Джанаиз].
В третьих:
Рассказ детям о храбрости праведных предшественников , а также нынешних мусульманах, о битвах и победах мусульман.
Это для воспитания в их душах смелости, что является из самых важных составляющих мужества.
У Зубейра бну льАууама, да будет доволен им Аллах, было двое детей, один из которых был свидетелем некоторых сражений, а другой часто играл со шрамами от ран на плече своего отца.
Как пришло в риваяте от Урвы бну Зубейр:
"АбдуЛлах бну Зубейр был с ним (с отцом) в тот день (битва Йармук). Ему было тогда десять лет.
Отец посадил его на коня и поручил одному человеку присматривать за ним”. [аль Бухари 3678].
Ибн Хаджар, да будет Аллах милостив к нему, сказал в толковании хадиса: "аз Зубейр словно видел в его сыне АбдуЛлахе смелость и рыцарство, поэтому он посадил его на коня. Но опасаясь, что он будет с этим конем делать то, что ему не по силам, он оставил с ним человека, чтобы он охранял его от козней врагов в то время, когда он ( аз Зубейр) будет занят сражением”.
И передал Ибн Мубарак в "книге Джихада”, от Хишама бну Урва, от его отца, от АбдуЛлах бну Зубейра, поистине, он был вместе с его отцом в день аль Йармук, и когда многобожники потерпели поражение, он начал нападать и добивать их раненных ( т.е раненных многобожников).
АбдуЛлах добивал тех, кого находил раненным. И это указывает на силу его сердца и смелость уже с детства.
В четвертых:
Выказывать уважение, которого они достойны, в собраниях , в присутствии других.
Сахль бну Са'д сказал:
Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли чашу (с напитком), и он отпил из неё. Справа от него был мальчик, и он был самый маленький из присутствующих, а слева были пожилые люди. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: О мальчик, позволишь ли ты передать это старцам? Мальчик ответил: "Я никому не уступлю того, что мне досталось от тебя, о посланник Аллаха”. И он передал сосуд ему.
В пятых:
Обучать их мужским видам спорта.
Как стрельба, плавание, верховая езда.
Абу Умама бну Сахль сказал:
Умар написал в послании Абу Убейде бну ль Джарроху:
"Обучайте ваших мальчиков плаванию’. [Ахмад]
В шестых:
Отстранение от причин быть женственным и изнеженным.
Его опекун должен запрещать прически, подобные прическам женщин, так же запрещает ему одевать шелк и золото.
В седьмых:
Давать ощутить ребенку его значимость, и остерегаться унижать его перед другими.
Это можно проявлять в следующих делах:
[1]. Приветствие
Как пришло от Анаса, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошел мимо мальчиков, и поздоровался с ними (Муслим, 4031)
[2]. Советоваться с ними и брать их точку зрения
[3]. Поручение к выполнению ответственных дел, в соответствии с его возрастом и возможностями.
[4]. Доверие тайн.
Анас сказал: Пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а я в это время играл вместе с мальчиками. Он поприветствовал нас и отправил меня по его делу, и я вернулся к своей маме поздно, и когда я пришел, она сказала: "Что задержало тебя?” Я ответил: "Меня отправил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по его делу”. Она сказала: "По какому делу?” Я ответил: "Поистине это секрет”. Тогда она сказала: "Никому не рассказывай секрет посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. [Муслим 4533].
Ибн Аббас сказал: Я был мальчиком и бегал с ребятами, и в какой- то момент я обернулся, и оказался перед пророком Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он был позади меня. И я сказал: "Ко мне пришел пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Я убежал, и спрятался за дверью дома. И я ничего не замечал, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не коснулся меня. Затем мягко и играючи похлопал меня своей ладонью по затылку и сказал:
"Иди и позови ко мне Муавию”.
Он был его, солляЛлаху алейхи уа саллям, писцом. Я побежал к Муавии и сказал ему: "Ответь пророку Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поистине, у него дело к тебе”.
[ Имам Ахмад в Муснад бани Хашим]
Здесь представлены другие средства для развития мужества у детей:
[1]. Обучение их проявлению смелости в необходимых ситуациях, а также умению выступать с речью перед публикой.
[2]. Обращение внимания на скромность в его одежде, и необходимость остерегаться запрещенных в Исламе видов одежды, причесок, жестов и походок, ношение шелка, который разрешен только женщинам.
[3]. Отдаление от роскоши, удобств, лени, бездеятельности и праздности. Сказал Умар, да будет доволен им Аллах: Привыкайте к неприхотливому образу жизни, ибо роскошь - не вечна.
[4]. Учите ребенка избегать бесцельных встреч, ненужных развлечений, песен и музыки. Поистине, это противоречит мужеству и противоположно такому качеству, как серьезность.
Просим Аллаха, чтобы Он улучшил наше положение, и даровал Умме мужчин, заслуживающих доверия....Мужчин, которые могли бы защищать честь Уммы и хранить её неприкосновенность.... Амин.
По материалам исламских интернет-СМИ