Основным капиталом мусульманина в этой жизни является его время. Ведь сама жизнь из него и состоит. Время дороже и ценнее денег и имущества. Если находящийся в предсмертной агонии потратит все свое имущество для того, чтобы к его жизни прибавился всего один день, разве получит он эту добавку?!
Аллах, Свят Он и Велик, во многих аятах Священного Корана клянется временем, что говорит о его важности. Всевышний сказал: «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103:1-3).
Аллах, Свят Он и Велик, поклялся временем, которое для верующего является периодом приобретения благих дел, а для отвернувшегося от истины это период обречения себя на несчастье. Также во времени со всей его историей много знамений и назидательных примеров и чудес для людей размышляющих.
Аллах, Свят Он и Велик,в Коране также упоминает и разъясняет нам те величайшие милости, которыми Он нас наделил: «Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих» (Коран, 16:12).
Всевышний также сказал: «Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (Коран, 25:62).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о жизни его — как он провёл её. — О молодости его — как он её провёл. О богатстве его — откуда он взял его и на что потратил. О знании его — как он его использовал» (Хадис передал ат-Тирмизи, 2532).
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» (Хадис передал аль-Бухари, 6412).
Дорогие братья и сестры! Кто видел отношение людей ко времени в наши дни, то заметил, что мы будто созданы для того, чтобы есть, пить, наслаждаться, играть, забавляться, строить дома и дворцы… Это то, что происходит сегодня. В таком случае мы сходны с животными и неверующими, основными целями которых являются еда, питье и наслаждение этой жизнью. И для них не имеет значения, являются ли они дозволенными или запретными.
Однако Аллах, Свят Он и Велик, создал нас ради великой цели. В Священном аяте Он определил ответ, сказав: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (Коран, 23:115).
Он также сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56).
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «В этом аяте Аллах ясно объясняет людям то, для чего они были созданы. Поэтому они должны со всей ответственностью отнестись к цели их создания. Они должны проявлять больше воздержанности, не гнаться за мирскими благами, ведь это временная жизнь, а не вечная. Она прерывающаяся и непостоянная. Эта жизнь подобна лодке, которая предназначена только для того, чтобы доплыть до берега».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти». (аль-Хаким 4/306).
Вся жизнь человека в этом мире подобна сезону посевов, а сбор урожая будет там, в Последней жизни. Поэтому не подобает мусульманину растрачивать свое время и расходовать свой основной капитал на бесполезные дела.
Для того, кто не познал цену времени здесь, в этой жизни, придет срок, когда он познает ее. Он также познает ее важность и важность работы в этот период. Но будет уже поздно.
В Коране по этому поводу говорится, что дважды люди будут горько жалеть о растраченном попусту времени. Однако сожаление не принесет никакой пользы.
Первый раз — в час смерти, когда человек будет покидать этот мир и отправляться в Последний. Он будет мечтать о том, чтобы хоть на небольшой срок его жизнь продлилась, и далась ему отсрочка хоть ненадолго, чтобы он исправил то, что испортил, и чтобы он наверстал то, что упустил.
Второй раз будет в Последней жизни, когда каждая душа получит сполна то, что она приобрела, и воздастся ей за то, что она совершила. И войдут обитатели Рая в Рай, а обитатели Ада в Ад. И пожелают обитатели Ада вернуться в прошлую жизнь, чтобы начать совершать там праведные дела.
Но, увы! Невозможно вернуть то, что они желают. Закончилось время дел и началось время расчета.
Дорогие братья и сестры! Время можно сравнить с деньгами. Они оба требуют от человека усердия в их приобретении, а также экономию в их использовании и расходовании. Разница лишь в том, что время, в отличие от денег, нельзя собирать, хранить и тем более преумножать. Ушедшую минуту времени никогда не вернешь, даже если отдашь за нее все богатства мира.
И если время ограничено, и срок нашей жизни предопределен, не продлить его и не уменьшить, а ценность времени заключается в рациональном его использовании, то каждый мусульманин должен бережно относиться к своему времени и использовать его наилучшим образом. И не упускать из него ни малого, ни великого.
А для того, чтобы бережно относиться к своему времени, необходимо знать, на что его расходовать и как его расходовать.
Лучшее из того, чему можно посвятить свое время — это подчинение Аллаху Всевышнему. Сколько бы ты времени на это ни потратил, ты никогда о нем не пожалеешь.
Хасан (да помилует его Аллах) сказал: «Признаком того, что Аллах отвернулся от человека, является то, что он начинает заниматься делами, которые его не касаются (бесполезными делами). Так Аллах, Свят Он и Велик, оставляет человека без помощи».
Абу Хазим (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине (в этом мире), товар последней жизни неходовой. Однако придет время, когда начнется на него спрос, но тогда не сможешь приобрести его. Если возможность человека зарабатывать награду прекратилась, то не остается ему ждать ничего, кроме сожаления и огорчения. Он пытается вернуться в то состояние, в котором он мог работать и приобретать, но бесполезно».
Верующий должен извлекать для себя пользу и мудрость из прожитых дней и ночей. Ведь время изнашивает все новое, приближает все далекое, сворачивает скрижали жизни и делает молодого седым, а старого истлевшим.
Разве не видишь ты, что день — самый быстрый из уходящих, и что следующий день близок для ожидающих.
Однажды Фудейль бин Ияд спросил одного человека: «Сколько тебе лет?» Тот ответил: «Шестьдесят». Он сказал: «Ты уже шестьдесят лет направляешься к своему Господу. Скоро ты придешь к нему». Тот сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение!» Фудейль спросил: «А знаешь ли ты значение этих слов: Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение!? Кто познал, что он раб Аллаха и что к Нему вернется, тот пусть знает, что предстанет перед Ним. А кто знает, что он предстанет перед Господом, пусть знает, что будет спрошен. А кто знает, что будет спрошен, пусть приготовит ответ». Тогда этот человек сказал: «Так какой же выход?» Фудейль сказал: «Очень простой. Поживи праведно оставшуюся жизнь, и тебе простятся прежние грехи. А если ты будешь неправедным оставшуюся жизнь, то ты будешь спрошен за то, что прошло, и за то, что осталось».
Если это обращение больше подходит людям преклонного возраста, то для молодежи подойдет речь Хасана (да помилует его Аллах), который сказал, обращаясь к старшим: «О уважаемые! Что ждать от посева, когда он созреет?» Те ответили: «Сбора урожая». Тогда он сказал: «О молодежь! Бывает так, что посевы постигает бедствие, и они погибают, не успев созреть».
Дорогие братья и сестры! Время человека — это и есть его жизнь. Это то, из чего создается его вечная жизнь с райским наслаждением или его тяжкая жизнь в адских муках. Она быстротечна, подобно проплывающим облакам. И все, что ты потратил из этого времени для Аллаха и ради Него — это и является твоей настоящей жизнью. А все остальное время можно не считать, чтобы не была твоя жизнь подобна жизни животного. И кто проводит свою жизнь в забвении, беспечности и мечтах, и лучшее, на что он тратит время — это сон и отдых, то в смерти для него больше блага, чем в жизни.
Биляль бин Сад (да помилует его Аллах) сказал: «Человека спрашивают: «Хочешь ли ты умереть?» Он говорит: «Нет». Его спрашивают: «Почему?» Он говорит: «Чтобы покаяться и совершить больше благих дел». Ему говорят: «Тогда совершай их!» Он говорит: «Да, скоро начну». И умирать он не хочет, и трудиться! Он откладывает то, что должен делать ради Аллаха, однако вовремя совершает то, что требует от него земная жизнь.
Дорогие братья и сестры! С пользой проводите свое время и не тратьте из него ни минуты впустую. Не уподобляйтесь тому, кто будет говорить: «Господи! Верни меня обратно!» (Коран, 23:99), когда явится к нему разрушительница наслаждений и разлучница людей.
А для чего же он будет просить, чтобы его вернули? Чтобы построить дом или обставить его мебелью?
«Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил» (Коран, 23:100). Однако возвращение будет невозможным.
Поэтому трудись ради этого Дня и готовься к нему. И знай, что никто за тебя не будет поститься или молиться. Так старайся же для себя.
Абдуль-Малик аль-Касим, “40 уроков тем, кто застал Рамадан”
«Почему Ислам»