The Wall Street Journal рассказала о судьбах русских диссидентов, бежавших на Запад. Газета в частности отмечает:
Русский ракетный конструктов Долматов прошлым летом в беседе с представителями иммиграционных служб Голландии заявил, что его бывший начальник с секретного военного завода в Подмосковье хотел бы видеть его мертвым, а в Москве за ним охотится полиция.
В январе 36-летний Долматов повесился в депортационном центре Роттердама после того, как ему было отказано в политическом убежище.
В России прокремлевские газеты и СМИ использовали судьбу Долматова для разжигания антизападных настроений: они предположили, что его довели до самоубийства западные спецслужбы. Подобные предположения подогревались его предсмертной запиской, в которой он говорит, что не хочет "возвращаться предателем", с позором.
В советское время эмигрантов, подвергающихся дома реальной опасности, от официально изгнанных из СССР диссидентов до балетных танцоров, было проще опознать. Даже в недавние времена в случаях семей, бегущих от войны в Чечне, или олигархов, пытающихся уклониться от гнева Кремля, ситуация была яснее.
Сейчас же, после возвращения Путина к власти, по словам активистов, появился новый тип эмигрантов: эти люди могут подвергаться серьезной опасности, но их истории не столь сенсационны или однозначны. В частности, речь идет об оппозиционерах, которым грозит многолетнее тюремное заключение за антиправительственные выступления.
По данным Комиссара ООН по делам беженцев, приводимым в статье, в прошлом году число россиян, просящих политического убежища в Европе, выросло до 19 тыс. человек, в то время как на протяжении последних лет оно стабильно падало.
Это число по-прежнему ниже рекорда в 35 тыс. человек, поставленного в 2003 году (в тот год многие спасались от войны в Чечне), однако, по словам активистов, оно может продолжить расти, поскольку Кремль начал уголовные расследования против лидеров оппозиции и ужесточил наказания за несогласованные демонстрации.
По словам одного из представителей ООН, бюрократы ЕС еще не осознали происходящего в России, о чем свидетельствует случай Развозжаева, попытавшегося подать прошение о политическом убежище в представительстве ООН в Киеве и исчезнувшего, а затем появившегося в Москве и заявившего, что его похитили и пытали российские агенты.
Что касается Долматова, то, по словам оппозиционера Дениса Солопова, получившего статус беженца в Нидерландах в 2010 году, он "питал иллюзии" о том, что ему легко будет получить политическое убежище, поскольку он участвовал в "серьезных и широко известных событиях". "Я пытался ему объяснить, что это не так просто", - говорит Солопов.
Долматов вырос в Королеве - колыбели советского ракетостроения - в семье диссидентски настроенного инженера. "И в политике, и в профессии Долматов пошел по следам отца. Он с отличием закончил престижный московский технический университет и специализировался на лазерных и оптических технологиях.
После университета Долматов начал работать в компании "Тактические ракетные вооружения", быстро дошел до уровня управления и обнаружил там страшную коррупцию: бывшие спецслужбисты, стоящие во главе компании, брали взятки с клиентов, а некоторые менеджеры за неувольнение требовали "откатов" с зарплаты сотрудников. По его словам, ему приходилось вести учет подобных платежей.
По словам Долматова, сказанным в интервью The Wall Street Journal в июле-августе 2012 года, в конце 2008 года он получил неожиданное предложение. Глава отдела безопасности его компании Вячеслав Кнышов вызвал его к себе в кабинет, где он встретился в человеком, который спросил, не согласится ли он работать тайным агентом. Правительство хочет, чтобы он попытался сыграть роль приманки для лица, которое пытается нелегально получить некоторые секреты, сказал он.
Голландским иммиграционным властям Долматов рассказал, что он встречался в этим человеком еще 2 раза до того, как он отказался. Они расстались в хороших отношениях, сказал Долматов, потому что он сказзал этому человеку, что, возможно, он бы мог помочь в будущем другим способом.
Спикер компании сообщил журналисту Wall Street Journal, что Кнышов отказался прокомментировать этот эпизод.
30 ноября Юрий Кошелев - человек, попытавшийся его завербовать, - предложил ему в кафе в присутствии 3-его человека более сложное задание: ему предлагалось поехать на выставку вооружений и "сыграть роль предателя"-невозвращенца, затем жить в Европе за счет русского правительства и играть роль информанта русских спецслужб. На это Долматов ответил им, что согласился бы сыграть такую роль в нормальной стране, но не при действующих русских властях.
ФСБ отказалась прокомментировать этот эпизод журналисту The Wall Street Journal.
После думских выборов 2011 года Долматов принял участие во многих оппозиционных мероприятиях и несколько раз был задержан. Глава отдела безопасности потребовал от него сдать паспорт. Затем, в апреле 2012 года, два человека напали на него на улице, не взяли денег, но заявили, что его арестуют, если он не прекратит ходить на митинги. Он заметил, что сотовый произвольно включается, и предположил, что при помощи сотового за ним следят. 8 июня 2012 года Долматов вылетел в Киев, а затем - в Амстердам.
По словам выделенного Долматову адвоката по иммиграционным делам Марка Вайнгардена, Долматов прибыл в Амстердам "в боевом расположении духа": в июле он в интервью бельгийскому журналу заявил, что намерен выучить голландский, найти работу и интегрироваться в общество.
Однако осенью он позвонил двоюродному брату и сообщил, что ему звонили из ФСБ. По словам его матери, ему сказали, что он "уже предатель" и что при возвращении в Россию ему грозят 20 лет тюрьмы.
В декабре иммиграционные службы Нидерландов отказали Долматову в политическом убежище на основании того, что ранее российская полиция после задержаний отпускала его и приговаривала только к небольшому штрафу. Долматов стал все реже звонить матери, затем полностью прекратил звонки.
16 января Долматов, босой и в панике, пришел к соседу, говоря, что он в опасности и что он предатель, и просил вызвать полицию. Полиция в процессе расследования выяснила, что Долматов находится в Нидерландах нелегально, поскольку ему было отказано в политическом убежище. Адвокат Вайнгарден заявил, что это ошибка, так как он подал апелляцию, однако Долматов был доставлен в депортационный центр неподалеку от Роттердамского аэропорта.
Голландская полиция и иммиграционные власти отказались прокомментировать этот эпизод журналисту The Wall Street Journal.
По словам охранников, когда Долматова доставили в камеру, он был спокоен и попросил зубную щетку. На следующее утро охранники обнаружили его мертвым.
ФСБ до сих пор не вернула забранный у него на обыске компьютер его матери.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр