Среди жертв немало граждан Таджикистана, которые в большинстве случаев попадают в рабство преступников в ходе трудовой миграции.
Курбонали из Раштской долины Таджикистана, когда отправился в Сибирский регион России был очень молод и не опытен, без знания языка и элементарных навыков общения с чужими легко попал в сети преступников. Но когда понял что попал в рабство, бежал.
Курбонали говорит, что с первых дней в России попал в такую ситуацию из-за посредника и три месяца работал в закрытых и ограниченных условиях, в надежде на зарплату. По его словам, посредник забрал у них паспорта и передал их в распоряжении белоруса - работодателя. Только после того, как улучив момент, он позвонил своему отцу и через друзей и знакомых его и его спутников освободили.
Рахимбек Наботов, руководитель общества мусульман Сибири, говорит, что ежегодно становится свидетелем двух-трех случаев громкого освобождения из рабства групп таджикских мигрантов. По его словам, в многих случаях торговли рабочей силой причастны соотечественники, которые пользуются не опытностью и простотой земляков, ищущих работу.
Рахимбек Наботов рассказал об одном из таких случаев, произошедших в 2008 году. По его словам, полиция России выявила в сибирской тайге 39 человек – 23 граждан Таджикистана и 16 граждан Узбекистана, которые восемь месяцев были в рабстве. Их использовали в прокладке газовой трубы, заставляя работать по 14 часов в день без достаточного питания.
Следствие показало, что некто Азиз, который является уроженцем Вахдатского района ,обещал им отправлять заработанные деньги их родственникам в Таджикистан и передал в строительную компанию. Наботов говорит, что после передачи рабсилы работодателя. Он ежемесячно присваивал их деньги, ни копейки не отправляя, ни в Таджикистан и ни в Узбекистан.
"Когда он появился три недели спустя, я от возмущения сильно избил его", - говорит Наботов. "С большим трудом нам удалось вернуть их зарплату за четыре месяца и освободить из рабства. Но что стало с Азизом потом, я не знаю", - сказал он.
Таджикистан называют в числе тех государств, значительная часть населения которого находится в трудовой миграции. Отсюда высок риск того, что эти люди могут стать жертвами работорговцев.
В отчете Государственного департамента США о ситуации с торговлей людьми в 2012 году говорится, что таджикские женщины чаще других заставляют заниматься проституцией в Объединенных Арабских Эмиратах и России, Казахстане и в самом Таджикистане.
По оценкам МОМ значительная доля миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана являются жертвами принудительного труда, прежде всего после добровольной миграции в Россию в поисках работы. Мужчины из Таджикистана попадают в условия принудительного труда в сферах строительства и сельского хозяйства России, и в меньшей степени в тех же сферах Казахстана и Афганистана.
Таджикскими детьми также торгуют внутри страны с целью коммерческой сексуальной эксплуатации и принудительного труда, в том числе принудительного попрошайничества. Были случаи публикации сообщений о том, что таджикских детей привлекали на сбор хлопка в Таджикистане во время сезона сбора урожая.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр