После вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 году на границе с Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном возможна активизация моджахедов. Уже сейчас в афганских провинциях, граничащих с этими странами, идут активные боевые действия, пишет UmmaNews.
Центральноазиатские муртады предполагают, что в Узбекистане и Таджикистане возожжен рост «исламского фундаментализма», в связи с чем ими предпринимаются активные шаги для недопущения такого сценария развития событий.
Ещё несколько месяцев назад талибы, главным образом из числа иностранцев (узбеков, чеченцев, таджиков, туркмен, пакистанцев), взяли под контроль часть уезда Вардудж провинции Бадахшан (карта). В течение января-февраля 2013 года они постепенно расширяли свое влияние в Вардудже и ряде соседних с ним уездов, создавая локальную боевую инфраструктуру, а также привлекая местных жителей на свою сторону.
По данным эксперта Центра изучения современного Афганистана Андрея Серенко, за несколько месяцев подразделения «Талибана» смогли создать на территории Вардуджа настоящую линию обороны. Моджахеды получили возможность наладить отношения с частью гражданского населения. По имеющейся информации, часть жителей уезда, а также ряда поселений в соседних уездах Джурм и Юмгон, сегодня не просто симпатизирует талибам, но и активно помогает им.
По состоянию на конец апреля моджахеды продолжают проводить войсковые операции против карзаевцев в уезде.
Исламское движение Узбекистана, дислоцирующееся в Пакистане и Афганистане, в последнее время, по данным СМИ ссылающихся на экспертов, пытается переправить своих бойцов в Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан.
«Нестабильность в Ферганской долине и в приграничной зоне Кыргызстана и Узбекистана свидетельствуют об активизации террористов… в регионе», — пишут интернет-издания.
Бывший член куфроохранительных структур, эксперт по безопасности Убайдулло Хакимов, на которого ссылаются издания, отмечает, что моджахеды хотят вновь обосноваться в Ферганской долине и усилить там свои позиции.
При этом он отметил, что у ИДУ в этом регионе «традиционно имеется поддержка». По его словам, этой весной моджахеды постараются перебросить туда свои кадры.
По данным неназванного члена отдела аналитики службы национальной безопасности каримовского режима Узбекистана, есть данные о том, что ИДУ активизировало подготовку моджахедов в приграничных районах Пакистана и Афганистана.
«Эти люди могут быть использованы в дальнейшем в нашем регионе», — отметил источник.
Он сообщил, что ИДУ предпринимает попытки расширить связи с моджахедами Имарат Кавказ, а также с Исламской партией Туркестана (уйгурский джамаат).
К возможной активизации моджахедов в Средней Азии готовится и Рахмон. По сообщению источников из Таджикистана, рахмоновские муртады заключили с Ираном более 90 соглашений о сотрудничестве, в частности в сфере «борьбы с терроризмом и экстремизмом».
Главарь «МВД» Таджикистана Рамазан Рахимов на сходке с послом шиитской республики Иран Алиасгаром Шердустом заявил, что марионеточный режим рассчитывает на взаимовыгодное сотрудничество с Тегераном в «борьбе с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом».
Шердуст в свою очередь предложил таджикским муртадам пройти подготовку в Специализированных институтах МВД Ирана «по борьбе с терроризмом и экстремизмом». Шиитский посол добавил, что между рахмоновским режимом и Ираном «царит атмосфера взаимопонимания во всех отношениях».
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что пока единства в лагере центральноазиатских муртадов не наблюдается.
«Каждая страна должна понимать опасность терроризма и сама разрабатывать свою тактику и готовить спецподразделения для борьбы с этим злом, — сказал в интервью местным СМИ экс-вице-министр обороны назарбаевского режима Казахстана Амирбек Тогусов. — В любом случае Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан должны объединиться и понять свою ответственность за безопасность в регионе и борьбу с терроризмом. Пока такого понимания и усилий к объединению центральноазиатских стран для борьбы с терроризмом не ощущается».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр