БОСТОНСКИЙ ФАЙЛ. ФБР – ФСБ: Сотрудничество или пособничество?

БОСТОНСКИЙ ФАЙЛ. ФБР – ФСБ: Сотрудничество или пособничество?

Лондонская газета Daily Telegraph опубликовала статью своего вашингтонского корреспондента, в которой американское ФБР пытается объяснить и оправдать свое пособничество русской террористической банде ФСБ России.

В статье, снабженной оправдательным заголовком "Старые привычки плохо отмирают: ФБР и русские службы госбезопасности " (Old habits die hard: the FBI and the Russian security services),  говорится:

"Это случилось зимой в Москве. Уполномоченный Спецагент ФБР (FBI Special Agent in Charge) Том Фуентес убивал время между двумя сходками со своими русскими коллегами. В сопровождении начальника Бюро в Москве Уильяма Кинане и энтузиаста гида-любителя он совершал прогулку по историческим (видимо, ленинским - КЦ) местам города.

После часа гуляния по московскому холоду Кинане сунул руку в карман своего пальто и обнаружил, что во время прогулки из него выпала шапочка. Подумав, где они гуляли, оба американца затрусили по обратному маршруту.

Однако, когда они вернулись к машине Кинане, они обнаружили, что шапочка была засунута за дверную ручку - это был маленький жест со стороны агентов ФСБ, которые топали за ними по пятам.

"Это было сочетание "смотрите, какие мы хорошие" и "а, кстати, не думайте, что мы за вами не присматриваем", вспоминает Кинане.

Более чем через 10 лет после того, как агенты топали в 1998 году по улицам Москвы, отношения между ФБР и ФСБ остаются сложными и находятся под мощной лупой после бостонского бомбомарафона.

Американские законодателя требуют информации, почему самое главное правоохранное агентство (law enforcement agency) не отслеживало более тщательно Тамерлана Царнаева, старшего подозреваемого, несмотря на многочисленные предупреждения из России в 2011 году, что он может быть связан с экстремистами (по-старому, с антисоветчиками - КЦ).

Чиновники ФБР парируют требования, отвечая, что они провели полное расследование подноготной Тамерлана, но не нашли и намеков на терроризм (по-старому, бандитизм - КЦ) и что их запросы в ФСБ дать более конкретную информацию были проигнорированы. Они добавили, что Россия не предоставила деталей о том, как Тамерлан провел время в этой стране в прошлом году, где, по думам правооохранников, он  мог бы встречаться со своими товарищами радикалами (по-старому, антисоветскими элементами - КЦ).

На просьбу дать надлежащую оценку такому поведению правоохранников во вторник, президент Барак Обама сказал, что Россия "очень охотлива  к сотрудничеству" ("very cooperative")  с американским следствием, но добавил, что "старые привычки плохо отмирают" (Обаме такие вещи лучше знать см. тут - КЦ).

"До сих пор порой все еще существует недоверие между нашей разведкой и правоохранными агентствами, которое восходит встарь на 10, 20, 30 лет назад к Холодной Войне", сказал Обама.

Причины затянувшегося недоверия легко понять. ФСБ - это наследник советского КГБ, и многие руководители, включая бывшего директора Владимира Путина, зарекомендовали себя  как работающие против США шпионы.

Было высказано мнения, что ФБР не проявило должную заботу о предупреждениях коллег о Царнаеве, потому что ФСБ вечно старается вовлечь США в свой шпионаж за чеченскими мусульманами - группе, на которой зациклилось ФСБ, но которая в прошлом никогда не угрожала США.

Бывшие агенты ФБР признали, что эти две организации - одна, работающая в либеральной демократии, а другая, насаждающая волю президента-силовика - имеют различное понимание, что такое угроза.

"Для них враг государства даже политический диссидент", говорит Фуентес, который на посту замдиректора по международным операциям руководил 76 зарубежными конторами Бюро.

"Это режим,  который отправил за решетку даже музыкальный оркестр за то, что они говорили плохие вещи о Путине после его повторного избрания".

Однако оба агента настаивают, что Бюро тем не менее очень серьезно бы отнеслось к запросу России в 2011 году дать этой стране информацию по Царнаеву. Причина этого просто и понятна: когда-нибудь Америке будут необходима помощь России, чтобы она дала информацию по какому-нибудь другому вопросу.

Наш девиз гласит:  "Чтобы иметь друга, ты должен быть другом",  сказал Фуентес.  "Я могу вам сказать, что запросы от иностранного правительства воспринимаются серьезно, потому что вскоре мы можем запросить их".

Русский запрос на Тамерлана следовал стандартному образцу. Используя свои огромную сеть подслушки (на территории США? - КЦ) ФСБ получило сведения, что 26-летний житель США туманно говорил о джихаде в разговоре со своей матерью.

После этого ФСБ сообщило его имя в ФБР, однако при этом не привело  дополнительные детали, возможно, из-за нежелания разглашать секреты подслушки, но также возможно из-за огромной массы пустой информации, по которой русские обращаются с запросами.

"Когда я был  в России, там была напряженная работа 24 часа в сутки все 7 дней недели со всей той информацией, которую они нам передавали, но часто там была просто одна фамилия и больше ничего, без каких-либо по ней данных", сказал Кинане, который уехал из России в 2000 году и сейчас является вице-президентом международной фирмы по безопасности Guardsmark.

Бывший глава Операционного центра ФБР по выявлению подноготной террористов (FBI's Terrorist Screening Operations Center), сказал, что в случае таких запросов русских, как по Тамерлану и его матери, ФБР обычно открывает предварительное следствие с использованием всех своих спецметодов, за исключением тех, на которые требуется решение суда, например подслушки телефонов и квартир и обысков помещений.

"Даже если русские не сообщаю ничего конкретного, их запрос означает, что кто-то может состоять в террористической организации, а это возбуждает открытие следствия", сказал он.

После установления отсутствия чего-либо существенного (по  политическому делу о подозрительном разговоре Тамерлана Цармаева и его матери - КЦ) и отсутствия ответа на запрос о дополнительной информации, ФБР, как кажется, закрыло следствие по его делу. Через год после этого, как считается, он  пошел и убил 4 человек и ранил сотни других.

Несмотря на неудачу в недопущении бостонских бомбежек, бывшие агенты настаивают, что отношения  между ФБР и ФСБ продуктивные, хотя и сложные.

"Интересы наших двух стран и двух агентств можно сравнить с диаграммой Венна", сказал Фуентеес. "Круги разные, но в заштрихованные зоны, где они перекрывают друг друга - это то, где мы стремимся достичь успехов", пишет Daily Telegraph.

Тем временем в рамках пособничества Америки русскому терроризму, "Фридом Хаус"  в опубликованном 1 мая отчете "Список худших стран для журналистов" впервые не включил туда чекистскую Россию.

В прошлом году она там еще была. С тех пор ничего по фактам не изменилось, только стало хуже, значительно хуже. Если так дело пойдет дальше, то  в отчете за 2014 ее, видимо, включат в американский список «лучших стран для журналистов».

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр