Первоначальные версии обстоятельств смерти 27-летнего чеченца Ибрагима Тодашева, предложенные журналистам в ФБР, вызывают сомнения у прессы США.
Американская пресса не комментирует прозвучавшие обвинения отца Тодашева о том, что его сын был убит контрольным выстрелом в голову. Законодательство США признает право на самозащиту, но не на добивание раненого.
Пресса указывает, что детали произошедшего столь противоречивы, что требуют от властей большей ясности в этом деле.
Би-би-си в своем обзоре американских СМИ сообщает, что Washington Post, например, напечатала редакционную статью под заголовком "Смерть знакомого Тамерлана Царнаева требует разъяснений" и посетовала в ней, что на данный момент журналисты услышали от источников в правоохранительных органах "мешанину взаимоисключаюших деталей произошедшего, многие из которых выставляют ФБР в плохом свете".
Напомним, что версии ФБР Тодашев якобы признался на последнем допросе в тройном убийстве в 2011 году, которое он совершил с Тамерланом Царнаевым. Однако, мол, Тодашев не успел подписать признание, возникла ссора, которая переросла в стычку, закончившейся убийством. Однако до сих пор ФБР так и не представило это «неподписанное признание».
Washington Post пишет
«Первоначальная версия ФБР гласила, что у Тодашева был нож. В среду, однако, сообщили, что он был безоружен. Многие сообщения сходятся в том, что он перевернул стол. Некоторые дают понять, что Тодашев потянулся к пистолету следователя или, - что звучит диковато, - к бывшему в комнате самурайскому мечу".
Также было сообщение, что фэбээровец в тот момент остался наедине с Тодашевым.
Однако отец Ибрагима Тодашева, убитого в США во время допроса агентами ФБР, заявляет, что произошедшее является внесудебной расправой, и требует у американских властей справедливого расследования происшествия.
На пресс-конференции в Москве Абдулбаки Тодашев показал фотографии, демонстрирующие ранения, нанесенные Ибрагиму сотрудниками ФБР.
Тодашев-старший подтвердил, что его сын познакомился с Тамерланом и Джохаром Царнаевыми, когда жил в Бостоне и занимался там боевыми искусствами.
Однако, утверждает отец убитого, контакты прервались, когда Ибрагим переехал из Бостона в Орландо, штат Флорида, два года назад.
В этой связи Washington Post замечает, что "последнее, что нужно правительству США, - это поставлять пищу для теорий заговора, обнародуя слишком мало информации или расследуя дело слишком медленно. Администрации Обамы нужно сдвинуть горы, чтобы докопаться до сути случившегося, и как можно скорее обнародовать результаты".
"Учитывая то, что до прошлой недели Тодашев уже бывал не в ладах с законом и что он, возможно, приложил руку к зверскому тройному убийству, - замечает газета, - у следователей ФБР вполне могли быть основания относиться к нему насторженно. Но если так, то неужто они действительно оставили в комнате на время допроса самурайский меч? Неужто они оставили только одного человека в комнате вместе с Тодашевым? В противном случае как еще можно оправдать выстрелы в него?", задается неудобными вопросами газета.
Разъяснения по поводу меча последовали от вдовы Тодашева Рени Манукян, которая эмигрировала в США из России в 2006 году и в мае 2010 года познакомилась с ним в Бостоне через его соседа по квартире, тоже чеченца.
Манукян, которая разъехалась с мужем в ноябре прошлого года и живет в Атланте, сообщила газете Boston Globe, что у них в квартире висел на стене фальшивый самурайский меч со сломанной рукояткой и тупым лезвием.
Свою весьма «закрученную» версию произошедшего предложил газете New York Times старший корреспондент телекомпании CBS Джон Миллер, бывший в прошлом замдиректора ФБР. По его данным, за несколько минут до инцидента Тодашев якобы начал писать в блокноте признание в причастности к убийству трех человек под Бостоном 11 сентября 2011 года (где этот текст? - КЦ).
В этот момент, мол, прибывший из Массачусетса детектив вышел из комнаты, чтобы позвонить. Следователь местной полиции направился за ним.
Тут сидевший напротив Тодашева другой массачусетский детектив вдруг заметил, что тот все больше выходит из себя. Чтобы не спугнуть Тодашева, он послал СМС сидевшему рядом с ним следователю ФБР: "Будь начеку, мне кажется, что парень закипает".
Когда фэбээровец опустил глаза, чтобы прочесть СМС, Тодашев опрокинул на него деревянный стол и сбил его на пол (по другой версии, прижал к стене), а сам схватил металлическую ручку от метлы или какой-то другой предмет и бросился на него. Следователь вскочил на ноги, выхватил пистолет и произвел два или три выстрела.
Они отшвырнули Тодашева назад, но он (с тремя пулевыми ранениями в теле! – КЦ) снова попытался броситься на следователя, и тот продолжал стрелять.
Отец Тодашева говорит, что в теле сына нашли 7 пулевых ранений. Власти сообщили CBS, что следователь произвел в обшей сложности 6 выстрелов.
"Массачусетский полицейский даже не вынул оружие, - утверждает Миллер, - из-за тесноты и опасений попасть в своего".
Существующие в ФБР правила позволяют сотрудникам вести огонь на поражение, когда они уверены, что им или третьим лицам угрожает смерть или тяжелая травма.
В последние десятилетия случаи, когда сотрудники ФБР применяли оружие, можно пересчитать по пальцам. Каждый случай расследует специальная комиссия, в которую входят представители минюста и подразделений ФБР, ведающих оружием и тактическими операциями, сообщил Миллер в пятницу. Лаборатория ФБР проведет свое собственное расследование.
Однако разъяснения ФБР вызывают скептицизм у журналистов, таких как Конор Фридерсдорф из журнала Atlantic. В последней версии событий его смущает то место, где Тодашев бросается на следователя с ручкой от метлы или "каким-то другим предметом".
"Если, когда его убили, он мчался с большим предметом в руках, как можно сомневаться в том, что это был за предмет? – недоверчиво спрашивает автор. – Любой человек мог взглянуть на труп и увидеть, что у него в руках, не так ли? Или сходите на склад вещдоков. Труба или все-таки метла?
Кроме того, далеко не каждый способен получить пулю, быть отброшенным назад и потом снова броситься на пистолет, особенно если он, как говорят друзья, оправляется в этот момент после операции на ноге. И, разумеется, странно, что последняя версия так отличается от предыдуших сливов. Нож, самурайский меч, металлическая труба и метла – это не те предметы, которые легко спутать друг с другом".
Экспертиза установит, соответствует ли характер нанесенных Тодашеву ранений версии о том, что сотрудник ФБР стрелял в него, пытаясь встать на ноги.
Но, продолжает автор Atlantic, хорошо бы репортерам, которым анонимные правоохранители слили противоречивые детали случившегося, снова прийти к своим источникам и потребовать у них объяснений: "Почему вы сказали мне "А", когда власти теперь говорят, что имело место "Б"?!".
Расследованию помогли бы аудио- и видеозаписи последнего допроса Ибрагима Тодашева. Однако по традиции, которая идет еще от Эдгара Гувера, сотрудники ФБР не пользуются на допросах записывающей аппаратурой, а протоколируют их от руки.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр