ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ: Абрек Хасуха Магомадов - Народный мститель, сражавшийся под сенью Корана

***

- В течение 40 лет каждый день шел он на смертельный, неравный бой. Хасуха выбрал путь, который мало кому по силам. С семьей он мог встречаться только раз в несколько месяцев, а то и в год. Ночевал, где придется: в пещерах, в лесу, в степи. И всегда настороже: спал исключительно на спине, поставив ногу на ногу.

Едва засыпал, правая нога соскальзывала, и он открывал глаза. Сырая земля, огромное и не всегда приветливое небо, холодные камни служили ему постоянным жилищем. От непогоды, дождя и мороза согревала бурка, с которой Хасуха не расставался.

Ел, что придется, где удастся, часто голодал. Это была жизнь человека вне закона, которого преследовали изо дня в день, из года в год. На его поиски снаряжались целые экспедиции, которые, разбив в лесу лагерь, по пять- шесть месяцев прочесывали окрестности.

К нему подсылали провокаторов. Вели разведку местности с вертолетов. Устраивали засады там, где он мог зайти в гости. Высылали из Чечни целые семьи, подозреваемые в связи с ним. А Хасуха свободно передвигался перед носом у врагов, писал им записки, чтобы не преследовали его, если хотят жить.

Находясь в постоянной опасности, на грани жизни и смерти, он научился быть осторожнее зверя: ухо его стало чутким, глаз – зорким, походка неслышной, а интуиция – безупречной. Сама по себе смерть не пугала Хасуху. Но и отдавать без боя право свободно ходить по земле он не собирался.

Конечно, ему хотелось жить иначе, ведь участи изгоя, скитальца не пожелаешь и врагу. Однако Хасуха стоически переносил невзгоды, считая, что на всё воля Аллаха. Верующий с детства, он всю жизнь, где бы ни находился - в лесу или в поле, в холод и зной молился, совершая намаз. Каждый раз во время намаза скиталец просил Аллаха простить его за грехи и не дать попасть живым в руки врага. Вера помогала, поддерживала.

Он походил на матерого волка из чеченской легенды, который преданный своей земле, упрямо стоит против жестокого и беспощадного ураганного ветра, сдирающего с него шкуру. (Чеченские "боевики", 30-е годы 20 века. Хасуха Магомадов внизу слева в гимнастерке)

***

Если бы абрек поведал обо всем, что пришлось испытать ему с того дня, когда пустился он в бега, то в этой исповеди было бы столько горечи и печали, что хватило бы на сотню человек, считающих судьбу свою трагической.

Хасуха был очевидцем многих преступлений, совершаемых первым в мире государством рабочих и крестьян против своих граждан. И он мстил этой власти всеми доступными средствами.

Власть в долгу не оставалась. Чеченский народ, объявленный в 1944 году преступным и депортированный в Сибирь и Среднюю Азию обреченный на вымирание, до дна испил горькую чашу, но смог вернуться на родину через 13 тяжелых лет.

Хасуху Магомадова, последнего из абреков, преследовали до конца жизни. И даже по смертно. Убийство больного, умирающего старика было представлено как ликвидация закоренелого, опасного преступника.

Так, в 1976 году редактор республиканской газеты «Грозненский рабочий» Д. Безуглый под псевдонимом Д. Корнилов опубликовала статью «Под сенью Корана», в которой представил Хасуху Магомадова бандитом с большой дороги и врагом Советской власти. Каждый печатный орган времен Советов был рупором официальной политик! и идеологии. Но «Грозненский рабочий» при Д. Безуглом, сотруднике КГБ, стал откровенно шовинистическим.

Печатному слову в то время очень верили. Руководимая же Безуглым газета могла сфальсифицировать материал против любого уважаемого или высокопоставленного чеченца или ингуша. Готовила такой материал, как правило, с ведома и по поручению КГБ.

Зная, как скорбит народ о Хасухе, автор статьи попытался очернить героя, приписав ему участие в заговоре с целью свержения Советской власти и в восстании горцев, требовавших отделения Кавказа от Советского Союза, и убийство пятидесяти трех партийных административных работников (умолчав при этом, что Хасуха тем самым спасался от верной гибели и мстил за преступления). Сила партийной прессы, за которой стояло государство, в то время была такова, что мало находилось смельчаков выступить против нее.

Хасуху власти объявили врагом чеченского народа. Но сами чеченцы сохранили в памяти иной образ отважного абрека.

«СПРАВКА (КГБ) об обстоятельствах обнаружения и ликвидации государственного преступника МАГОМАДОВА Х. 28 марта 1976 года недалеко от селения Беной Асланбек-Шериповского сельсовета Советского (ныне Шатойского – Ш.А.) района Чечено-Ингушской АССР был ликвидирован государственный преступник политбандит МАГОМАДОВ Х. МАГОМАДОВ Хасуха, 1905 года рождения, уроженец села Гатен-Кале Советского (ныне Шатойского – Ш.А.) района Чечено- Ингушской АССР, чеченец.

В 1939 году, убив одного из жителей хутора Баслага, перешел на нелегальное положение и состоял в различных политбандах до 1955 года. С 1955 года укрывался с помощью пособников один в горно- лесистой местности Советского района Чечено- Ингушской АССР.

Только с 1944 по 1951 годы МАГОМАДОВ Х. в составе указанных банд участвовал в 194 бандпроявлениях, в том числе в 33 убийствах и 10 ранениях работников партийно-советского актива, органов госбезопасности и милиции.

За период нахождения на нелегальном положении МАГОМАДОВ Х. лично совершил свыше 30 убийств. 29 ноября 1974 года при проведении операции по его задержанию МАГОМАДОВ Х. был ранен. Однако ему удалось уйти от преследования оперативной группы и скрыться.

В этой операции от пули бандита погиб начальник Советского РО КГБ подполковник САЛЬКО Г.К.

28 марта 1976 года МАГОМАДОВ Х., вооруженный винтовкой и пистолетом, с большим количеством боеприпасов был обнаружен жителями в ущелье недалеко от селения Беной Асланбек-Шериповского сельсовета Советского района Чечено-Ингушской АССР. При проведении операции был убит. При этом политбандитом был смертельно ранен рабочий совхоза «Ленинский путь» дружинник ЧАБДАРХАНОВ Сайд-Селим.

При проведении операции по уничтожению бандита проявили смелость и отвагу сотрудники МВД, КГБ и солдаты в/ч 3394. МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Чечено-Ингушской АССР полковник милиции А.Ф.БУЗ».

Как видим из процитированного документа, убийство тяжелобольного 70-летнего старика, который пришел на кладбище умирать, было представлено советскими чекистами «успешной» операцией по «ликвидации» особо опасного «государственного преступника» и «политического бандита».

Подробно о последнем чеченском абреке по этой ссылке.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр