***
Хвала Аллаху, благословение и мир посланнику Аллаха.
Правило «Тот, кто не делает такфир кафиру, тот кафир» широко известно, и оно является третьим из выводящих из Ислама действий, упомянутых шейхом Мухаммадом ибн Абду-ль-Ваххабом, да помилует его Аллах, как он сказал об этом: «Третье: тот, кто не делает такфир мушрикам, или сомневается в их неверии, или считает правильной их идеологию, тот совершил куфр».
Однако это правило не является абсолютным, и нуждается в уточнении, и тот, кто упустит это из виду, тот впадет в заблуждение, заключающееся в такфире мусульман или оставлении исконных кафиров без такфира.
Это уточнение следующее:
Во-первых, знай, что основа в этом правиле не относится к чему-то связанному с куфром в словах или действиях, а относится к отрицанию сообщений (т.е. Корана и хадисов) и их опровержению. И тот, кто оставляет кафира, не вынося ему такфир, тем самым опровергает и считает ложными сообщения, пришедшие относительно такфира этого кафира.
На основании этого необходимо, чтобы сообщение, пришедшее относительно такфира было достоверным и согласованным; необходимо также, чтобы тот, кто оставил такфир, отрицал эти сообщения. Действий же, вводящих в куфр – много, также и совершение этих действий также имеет несколько степеней и уровней, и для разъяснения вопроса необходимо различать между ними, и это делится на следующие группы:
1. Исконный кафир: как иудей, христианин, зороастриец и др. Тот, кто не делает им такфир или сомневается в их куфре, или считает правильной их идеологию, тому делается такфир в соответствии с иджма, как это упомянули многие ученые, т.к. подобные действия являются отрицанием ясных шариатских текстов, касающихся ложности всех вероубеждений, кроме исламского, и куфра всех, кто не придерживается религии Ислама.
2. Муртадд, вышедший из Ислама.
Эта группа делится на две части:
А. Тот, кто объявил о своем куфре и переходе из Ислама к другому, например, иудаизму, христианству, атеизму. Его хукм – хукм предыдущей группы (исконный кафир).
В. Тот, кто совершил нечто выводящее из Ислама, но утверждает, что продолжает придерживаться Ислама, и что он не стал кафиром из-за этого выводящего из Ислама действия. Эта группа также делится на две части:
1) Тот, кто совершил выводящее из Ислама действие, которое является явным и бесспорным у ученых – как, например, поношение Аллаха, Велик Он и Славен – такому человеку делается такфир на основании иджма. Те же, кто колеблется в его такфире, делятся на две группы:
а) Тот, кто признает, что поношение Аллаха – куфр, и что это его действие – куфр, однако он колеблется в установлении хукма на конкретного человека из-за недостаточности своих знаний или какого-то вызывающего у него сомнения довода и т.п. Такой человек ошибается и его слова (отказ от такфира) – заблуждение. Однако ему такфир не делается, потому что он не отвергает сообщение и не считает его ложным, т.к. он подтвердил, то, что пришло в сообщениях и иджма о том, что поношение Аллаха – куфр.
б) Тот, кто изначально отрицает, что поношение Аллаха куфр. Такому выносится такфир после разъяснения, т.к. он отрицает сообщения и иджма. Например, тот, кто поклоняется могиле из относящих себя к Исламу. Человеку, который противится, что такое действие – куфр, выносится такфир, так как он отвергает ясные шариатские тексты и иджма. Тому же, кто признает, что такое действие – куфр, но колеблется в вынесении такфира из-за своих сомнительных доводов, такфир не делается.
2) Тот, кто совершил действие, выводящее из Ислама, по поводу которого есть разногласие у ученых, например, оставление молитвы. Такфир ему (оставившему молитву) – вопрос разногласия и не делается такфир в таком вопросе несогласному (т.е. не выносящему такфир оставившему молитву), более того, он не считается ни еретиком, ни нечестивцем, даже если он и ошибается в этом вопросе.
Это вкратце то, что я могу сказать по этому вопросу.
И да благословит Аллах Мухаммада.
Шейх Насер ибн Хамд аль-Фахд (да освободит его Аллах)