Русская угроза Швеции на Балтийском море и на крайнем Севере продолжает нарастать. Об этом заявил командующий сухопутными войсками шведской армии. По его по его мнению, Россия может напасть на Швецию в течение ближайших лет, сообщает Defense News.
Предупреждение было озвучено генерал-майором Андерсом Бренстрёмом в ту же неделю, когда генсек НАТО Столтенберг подтвердил в ежегодном докладе организации факт отработки российской авиацией ядерного удара по ключевым шведским оборонным объектам в марте 2013 года. Симуляции атаки была проведена бомбардировщиками Ту-22М3 под прикрытием истребителей Су-27.
Во внутреннем военном документе, разосланном офицерам и солдатам во время посещения конференции «Markstrids» (сухопутная война) в городе Буден, Бренстрём заявляет: изменения в ландшафте безопасности после Холодной войны потребуют от Швеции сокращения международных миссий ради новых приоритетов – повышения боевой готовности и усиления национальной обороны в связи с угрозой нападения России.
«Анализируя текущую обстановку, мы пришли к следующему выводу, отражённому в стратегических решениях нашей страны: мы можем оказаться в состоянии войны в течение ближайших лет. И все мы – все, кто служит в вооружённых силах, – должны внедрять решения нашего политического руководства и активизировать, наращивать, собирать воедино максимальный военный потенциал», – написано в директиве Бренстрёма.
Его мнение воспроизводит стратегические оценки политических лидеров Швеции, говорит Аллан Видман, председатель Комитета по обороне в шведском парламенте.
«По моему личному мнению, нынешняя ситуация настолько серьёзна, что даже Швеция, более двухсот лет не знавшая войны, должна осознать масштаб угрозы и приготовиться к возможному региональному военному конфликту, в который мы также можем быть вовлечены», – сказал Видман.
Развитие ситуации в Украине и Грузии в сочетании с низкими ценами на нефть и падением национальной экономики может спровоцировать кремлевский режим на ещё более агрессивные действия, сказал Видман.
«Придёт время (и это рано или поздно случится), когда Путин окажется в патовой ситуации. Главный вопрос – чем он ответит. Возможно, он смирится – и уйдёт из Крыма, а возможно, предпримет совсем другие шаги. Учитывая путинский «послужной список», Швеция должна готовиться ко второму варианту», – сказал Видман.
Симуляция ядерной атаки на Швецию в марте 2013 года вписывается в более широкую картину «военных игр», непрерывно проводящихся Кремлём с целью устрашения соседей – как участников североатлантического альянса, так и нейтральных стран, расположенных вокруг Балтийского моря, сказал Видман.
В докладе НАТО симулированная атака, запущенная едва ли не с самой границы воздушного пространства Швеции, рассматривается в общем контексте наращивания российского военного присутствия в регионе.
«Интенсивность российских военных маневров и учений достигла уровней, невиданных со времён апогея Холодной войны. В течение последних трёх лет Россия провела не менее 18 «внезапных» полномасштабных учений, в некоторых из которых было задействовано более 100 000 военнослужащих», – заявило НАТО в своём годовом докладе.
Согласно данным альянса, условные атаки России против стран НАТО и Швеции часто используются Кремлём, чтобы замаскировать массовые передвижения военных сил, – так было в феврале 2014 года перед оккупацией Крыма Россией.
В своём заявлении по поводу признания НАТО факта ядерной «атаки» министр обороны Швеции Петер Хультквист сообщил: правительство продолжает разрабатывать меры в связи с наращиванием сил Россией и её действиями – как в Балтийском регионе, так и в странах, более удалённых от Швеции.
«В годы, последовавшие за аннексией Крыма и началом агрессии против Украины, мы видим, что ситуация продолжает ухудшаться: поведение России стало более вызывающим. Учащаются учения, активизируется усилия по сбору секретной информации», – сказал Хультквист.
Чтобы усилить национальную оборону, Швеция намеревается увеличить расходы на передовые вооружения и повышение боевой готовности, параллельно заключая новые двусторонние стратегические соглашения с Европейским Союзом, НАТО и странами Скандинавии и Балтии.
По мнению шведских разведывательных органов, «атака» марта 2013 года имела конкретные цели: стокгольмское главное управление Национальной службы радиоэлектронной разведки (руководимый ей центр отвечает за систему предварительного оповещения). Другой вероятной целью была база шведских ВВС Хагсхульт, расположенная к югу от столицы, в провинции Смоланд.
Российские силы, проводившие условную «атаку», состояли из четырёх стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 (по кодификации НАТО: Backfire C («Обратный огонь C»), прикрываемые двумя истребителями Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker).
Российские «военные игры» – в том числе, условная атака 2013 года – продемонстрировали недостаточный уровень финансирования и низкую боевую готовность Вооружённых сил Швеции: не удалось поднять в воздух по тревоге истребители «Грипен» для перехвата над Балтийским морем приближавшихся к стране российских самолётов.
В конце концов, датские F-16, поднявшись с базы Миссии НАТО по воздушному патрулированию стран Балтии в Шяуляе, начали преследование Ту-22М3 и Су-27 и заставили их вернуться в российское воздушное пространство.
В ответ на симулированную «атаку» шведское руководство пообещало выделить дополнительное финансирование на возрождение оборонных возможностей страны. В результате более $ 2.1 млрд будет вложено в повышение боевой готовности и укрепление обороны в 2016 – 2020 годах.
На январской конференции по обороне и безопасности Главнокомандующий вооружённых сил Швеции Микаэль Бюден изложил сценарий потенциальной атаки. Встреча прошла в городе Сэлене, и на ней присутствовали высокопоставленные шведские политики, военные и промышленники.
«Мы должны осознавать, что находимся в режиме постоянного противодействия усилиям российской разведки по сбору секретных данных о нашей стране. Мы также понимаем, что наш регион – Балтия и всё больше и больше Артика – это зона противостояния между Россией и Западом», – заявил Бюден.
Увеличение бюджета в будущем позволит вооружённым силам модернизировать авиацию, надводный и подводный флот. Более того, активность шведской армии на Балтийском море выросла на 50% в 2015 году. Именно тогда военные начали заново укреплять оборону Готланда, одного из самых южных шведских островов в Балтийском море.
В вооружённых силах надеются, что расходы на оборону увеличатся до 3% ВВП (уровня 1975 года). Текущий уровень – 1,5% (2015).
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр