Турецкие СМИ сообщили, что накануне суд принял постановление об аресте Фетхулла Гюлена, который обвиняется в попытке военного путча в ночь с 15 на 16 июля.
Напомним, что в результате путча были убиты и ранены несколько тысяч мирных жителей Турции. Переворот провалился. Тысячи путчистов и их пособников арестованы.
Анкара направила в Вашингтон официальный запрос на экстрадицию Гюлена, представив, по словам турецких властей, все необходимые доказательства его вины.
Однако США, судя по всему, склонны отказать Турции в экстрадиции главаря FETO (так в Турции теперь называют секту Гюлена), которого русская и западная пропаганда называет «влиятельным исламским проповедником».
Вашингтон утверждает, что так и не получил от Анкары «убедительных доказательств причастности проживающего в Пенсильвании богослова к организации мятежа».
Кроме того, власти США «обеспокоены публичными заявлениями властей Турции, содержащими угрозы», сообщает The Wall Street Journal.
По словам собеседников издания, американские и турецкие чиновники в частных беседах обсуждали сценарии, при которых Гюлен может быть экстрадирован. Но власти США по-прежнему сомневаются, что этот случай требует экстрадиции, сообщили источники WSJ.
Стоит отметить, что сам Гюлен отрицает свою причастность к попытке военного путча, несмотря на очевидные факты и многочисленные показания членов его секты.
Кроме того, Гюлен нагло объявил, что мятеж был «инсценирован самим правительством Турции».
Чем больше турецкие официальные лица говорят публично о роли Гюлена в попытке военного переворота и требуют его немедленной экстрадиции, тем меньше становится вероятность, что такая передача состоится, заявили источники WSJ.
По их словам, подобные заявления Анкары якобы «ставят под сомнение справедливое отношение» Турции к живущему в США под крышей ЦРУ главаря сеты Гюлена.
Тем не менее окончательное решение по вопросу выдачи Гюлена еще не принято. Дискуссии об экстрадиции, как ожидается, растянутся еще на несколько месяцев, сообщили источники. Некоторые собеседники при этом отметили, что не представляют себе сценарий, при котором Гюлена все же передадут турецким властям.
В то же время источники WSJ, знакомые с ситуацией, сообщили, что Турция предоставила США две партии доказательств причастности Гюлена к организации кровавого путча. Однако американская сторона заявила, что эти данные якобы «не могут быть использованы в суде".
Напомним, что в постановлении суда Стамбуле сказано, что Гюлена обвиняют «в покушении на конституционный строй республики, в попытке организовать убийство президента, в похищении главы генштаба ВС Турции». В свою очередь Эрдоган заявил, что намерен полностью лишить доходов компании, которые имеют отношение к Гюлену.
Представители американских спецслужб заявили, что наблюдение за сторонниками Гюлена в Турции до переворота якобы «не было приоритетом для Вашингтона», поэтому, мол, у США «немного данных для проверки информации, которую турецкие власти получают в ходе допросов предполагаемых заговорщиков».
По словам источников WSJ, сомнения в достоверности доказательств, которые собирается предоставить Анкара, вызывают «репрессивные меры Эрдогана в отношении своих внутренних оппонентов после попытки переворота в стране». «Внутренними оппонентами» американцы называют участников кровавого путча, которые давили танками людей и расстреливали их в упор, а их аресты в Вашингтоне считают «репрессивными мерами».
Ранее госсекретарь США Джон Керри заявил, что существует формальный процесс рассмотрения запросов об экстрадиции и Турция «должна послать доказательства, а не заявления». Днем позже Йылдырым сообщил, что Анкара направила официальный запрос Вашингтону об экстрадиции Гюлена. Также премьер раскритиковал США за просьбу «предоставить доказательства», тогда как Вашингтону была представлена «куча доказательств».
При этом, вместо того, чтобы поддержать «законно избранного» (по западным меркам демократии) президента союзного Западу государства, да еще и члена НАТО, в Европе и в США «подозревают», что Эрдоган «использует неудавшийся переворот для избавления от своих политических оппонентов».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр